Кура–Аракс: настала пора коллективной реабилитации водных ресурсов

Cостояние закавказского общерегионального речного бассейна Кура–Аракс существенно ухудшилось.

Это связано не только с известными климатическими изменениями в регионе, способствующими частым засухам и, соответственно, снижению водонаполняемости бассейна, но и с преобладанием «сепаратизма» в использовании бассейновых водоресурсов, притом в нерациональном их использовании. Периодические меры по исправлению ситуации в большинстве своем не носят общерегиональный характер и предпринимаются, как правило, задним числом. А потому не влияют кардинально на столь сложную ситуацию в означенном бассейне, которая и без того ухудшается многие десятилетия, о чем уже писал «Ритм Евразии».

Бассейн Кура–Аракс

Так, по данным гидрометеорологической службы Азербайджана и местной экологической организации EcoFront, обмеление примерно 70% протяженности рек Куре и Араксе в Азербайджане к концу марта превысило треть каждой из них. Причем в нижнем течении Куры, то есть в ее прикаспийском секторе, реку уже можно переходить даже пешком. Радуются лишь археологи и историки: на «бывшем» дне здесь обнаружены уникальные артефакты. Схожая тенденция угрожает и трансграничному Араксу, впадающему тоже в трансграничную Куру.

Ровшан Аббасов, азербайджанский эксперт по вопросам экологии и возобновляемых энергоресурсов, считает, что, во-первых, до 70% объема речных водоресурсов формируются в соседних странах, так что проблемы в буквальном смысле проистекают оттуда. А во-вторых, нужно срочно вводить жесткие лимиты на водозабор из рек в самом Азербайджане.

Но если следовать этим рекомендациям, тогда лимиты придется со временем снижать до нуля. Это одно из следствий отсутствия координации   водохозяйственной и в целом экологической политики в рамках всего бассейна Кура–Аракс.

Схожая позиция у замминистра экологии и природных ресурсов Азербайджана Вугара Керимова: «…почти 70% нашей воды поступает из трансграничных рек. Запасы воды в Азербайджане за последние 30 лет сократились примерно на 20% процентов. К 2050 году они, вероятно, сократятся еще на 15-20%». Следовательно, страна должна «экономить воду».

Несколько иная позиция у Вахида Аггерамли, азербайджанского аналитика по вопросам гидроэнергетики и орошаемого земледелия. Он указывает на основную причину упомянутых проблем: на ущербные методы сельхозмелиорации и недостаточное использование современных мелиоративных технологий. Причем не только в самой республике, но и в соседних странах бассейна. Сказывается также, по его мнению, потепление климата, уменьшающее поступление в реки талого горного снега. Вдобавок в Турции и Грузии «у истоков Куры созданы крупные водохранилища» (в середине-конце 2010-х. — Ред.), из-за чего сократился объем воды, поступающий в Азербайджан». Напомним в этой связи, что в верховьях Куры и Аракса реализуются новые турецкие гидропроекты.

в сложившейся обстановке целесообразно, прежде всего, создавать в бассейне Кура–Аракс национальные и трансграничные водохранилища и смежные накопители воды. Эта рекомендация уже получает практическое воплощение. Так, Азербайджан и Грузия в середине марта с.г. подписали в Тбилиси договор «О совместном использовании водохранилища Джандаргёль» на реке Куре, являющегося трансграничным. Соглашение представляется важным и потому, что этот объект обеспечивает водой в том числе трансграничные системы сельхозорошения.

Тем временем снижение водонаполняемости Аракса стало основной причиной переноса Арменией сроков реализации совместного с Францией проекта «Развитие орошаемого сельского хозяйства в Араратской и Армавирской областях», примыкающих к Араксу. Решением правительства Армении (середина марта с.г.) реализация этого проекта продлена до середины 2026 года включительно. Первоначальный срок был обозначен 2018-2020 годами.

В свою очередь, игнорирование водно-экологических факторов в хозяйственной деятельности в араксинском секторе турецко-армянского приграничья привело еще и к тому, что фактическая водная граница здесь сместилась вглубь Армении еще к осени 2022 г. Здесь между бывшим и нынешним руслами приграничной реки образовалась полоса земли до 400 га. Вернуть эту часть реки в прежнее русло планируется в первом полугодии с.г. По данным министерства территориального управления и инфраструктур Армении, линия армяно-турецкой границы проходит через середину русла Аракса, потому изменение этого русла может спровоцировать пограничные проблемы.

Изменение приграничного русла Аракса, 2022 год

Как отмечает замминистра окружающей среды Армении Гаянэ Габриелян, «угроза экологической и связанной с ней возможной политической проблемы Аракса не нова. Эта угроза стоит перед страной уже 10-15 лет, просто о ней раньше не говорилось».

В то же время весьма эффективно сотрудничество Армении и Ирана по совместному использованию Аракса и мероприятиям по его экологической реабилитации. 17 июля 2022 г. на уровне вице-премьеров было подписано уже 17-е межправительственное соглашение по этим вопросам. «Имелись ранее проблемы, связанные с загрязняющей реку окружающей средой, но эти проблемы Арменией и Ираном решены, — уточнила замминистра. — Обе стороны полностью соблюдают пункты совместно подписанного документа».

Впрочем, оставляет желать лучшего экологическое состояние многих других участков Аракса в Армении. По последним данным Филиала Союза охраны природы Германии в РА, «долина реки Аракс в Армении является ключевым звеном на Кавказе. Но из-за своей близости к плодородным землям столицы Армении Еревану долина находится в тяжелом состоянии». Интенсивное сельскохозяйственное и промышленное использование долины «ведет к утрате биосреды обитания, ко многим экологическим проблемам – таким, как загрязнение воды и деградация земель».

Что касается состояния реки Куры в Грузии, здесь по-прежнему сложная ситуация, обусловленная «традиционным» хозяйственным и бытовым загрязнением этой реки и большинства её притоков, а также, повторим, турецкими гидропроектами в её верхнем течении. Плюс к тому намечена реализация турецкого проекта (2021 г.) по изменению верхнего течения Куры. Что, как отмечают многие грузинские эксперты, тем более чревато водно-экологическим кризисом минимум на трети общей площади бассейна Кура–Аракс. Но профильные ведомства Грузии пока предпочитают сохранять «нейтралитет» в обсуждении этих проектов.

В то же время комплексная хозяйственно-экологическая реабилитация среднего (в Грузии) и нижнего течения Куры (в Азербайджане) способствовала бы в том числе восстановлению судоходства от Тбилиси до Баку.

Словом, только полноценное, комплексное сотрудничество всех стран региона способно предотвратить усугубление и без того сложной водно-экологической, а следом — и политико-экономической ситуации в бассейне Кура–Аракс. А возможно такое сотрудничество при условии, что страны бассейна не будут игнорировать его трансграничную географию.

Источник

Подпишитесь на Telegram-канал "Евразийская Молдова": самые свежие новости, аналитика, обзоры и комментарии о развитии Евразийского экономического союза. Подписаться >>>