Попытки «отменить» советское прошлое грозят Молдове потерей государственности
Режим президента Майи Санду в Молдове продолжает старательно копировать антироссийскую политику Украины и прибалтийских стран.
Усилиями Кишинева были нарушены торговые отношения, введена цензура СМИ и запрет символов Победы в Великой Отечественной войне. А в конце января депутат правящей партии PAS Дойна Герман обеспокоилась присутствием на территории Молдовы памятников советским лидерам. По ее словам, их снос будет означать «необратимость» евроинтеграции. Чем грозят стране попытки стереть из истории все, что связано с Россией, в интервью «Евразия.Эксперт» проанализировал депутат парламента Молдовы Константин Старыш.
– Константин Гаврилович, президент Майя Санду и правящая партия «Действие и солидарность» на пути к евроинтеграции стремятся «отменить» советское прошлое Молдовы: помимо уничтожения советского наследия и запрета символов Победы, в плане властей снос всех памятников советского периода. Какие риски это создает для внутренней стабильности страны?
– Пока что разговоры о возможном сносе памятников советской поры являются только разговорами. Но учитывая идеологическую направленность нашей нынешней власти ничего исключать нельзя. Такие попытки могут быть предприняты. Безусловно, это вызовет негодование у подавляющей части населения Молдовы. Оно с уважением относится и к советскому периоду, что показывают многочисленные опросы, и к памятникам этого периода. Особенно это касается памятников воинам-освободителям.
Это вполне показательный пример. После запрета георгиевской ленты население ответило молчаливым протестом. Когда люди шли к мемориалу, они в этом году надевали на себя черно-оранжевую одежду, чтобы продемонстрировать свой протест. Конечно, громко население протестовать не рисковало, поскольку штрафы были действительно гигантские. Тем не менее, таким символичным образом они свое отношение к этому запрету выразили.
Безусловно, найдутся и те, кто горячо поддержат такого рода меры, но их будет мало. Конечно, они будут громче, несмотря на малочисленность. Думаю, что сама идея провернуть этот антиисторический трюк мотивирована не только идеологией. Целью также является утопить в этом споре многочисленные социально-экономические провалы правящей партии и Санду. Это всегда происходит по принципу «разделяй и властвуй», и наша власть идет тем же путем.
– Под предлогом «энергетического кризиса» власти Молдовы неоднократно гасили в 2022 г. Вечный огонь на мемориальном комплексе «Шерпенский плацдарм», который увековечивает память более 13 тыс. солдат и офицеров Красной армии, сложивших головы в ходе Ясско-Кишиневской операции 1944 г. Как это воспринимается в молдавском обществе?
– Я не уверен, что на мемориале «Шерпенский плацдарм» постоянно горит вечный огонь. Мне кажется, что его там зажигают только в день освобождения Молдовы от немецко-фашистских и румынских захватчиков. Однажды под видом экономии отключили подачу газа на мемориал «Вечность» в Кишиневе и на это люди отреагировали самым прямым образом. Они пришли к мемориалу ночью со свечами, чтобы поддержать вечный огонь, который там никогда в новейшей истории страны не гасили. Власть испугалась и на следующий же день на мемориале снова горел вечный огонь.
Сейчас начали считать сколько стоит поддержание вечного огня у памятника во втором по величине городе Молдове – Бельцы. В центре этого города стоит памятник в виде танка и рядом с ним горит вечный огонь. Честно говоря, эти цифры смешные. То есть, об экономии безусловно речь не идет. Тут нужно понимать, что для всех молдавских правых идеалом является межвоенный период, когда Бессарабия входила в состав так называемой «великой Румынии», а также, как ни странно, военный период. Оккупационный период.
Об этом раньше говорили громче. Сейчас говорят чуть приглушенно, но мы помним, что та же самая Санду признавала за нацистским преступником, военным диктатором Румынии Ионом Антонеску право на какие-то хорошие черты, как у всякой, как она выразилась, исторической личности. Потом ей пришлось извиняться, говорить, что ее неправильно поняли и так далее. Тем не менее, нужно понимать, что это оговорка по Фрейду. Что правые силы Молдовы действительно считают Антонеску своим политическим кумиром. Они являются унионистами, то есть выступают за ликвидацию молдавского государства через вхождение в Румынию. Уже только по этой причине все, что связано с теми периодами, когда нынешняя Молдова входила в состав Румынии, является для них как бы священной.
Поэтому не стоит удивляться тому, что начинаются эти крайне некрасивые игры вокруг памятников воинам-освободителям. Почти уверен, что у них ничего не получится, даже если будут предприняты попытки. Общество очень жестко отреагирует, и в итоге не получится прибалтийского и украинского пути. Но боюсь, что такие попытки будут продолжаться, и это приведет к чрезвычайно негативным последствиям для общественного единства Молдовы. Не говоря уже о том, что рассуждать о каком-либо урегулировании приднестровской проблемы в таких условиях просто не приходится.
– В конце 2022 г. Майя Санду заявила, что концерты, на которых дети исполняли советские песни в советской военной форме, представляют риски для безопасности страны и должны быть изучены Службой информации и безопасности. Что стоит за такими шагами, почему правящий режим боится таких проявлений уважения к истории?
– Да, спецслужбы, которые будут пытать детей за то, что они пели советские военные песни и одевали военную форму времен Великой Отечественной войны – это было сильно. По-моему, они сами не поняли, что запустили. Тогда тоже было очень серьезное возмущение у людей. Но повторюсь, тут нужно понимать, что они действуют в русле либерально-унионистской идеологии. Она предполагает, что советское прошлое – это депортации, застенки, массовые расстрелы и больше ничего. Это достаточно странно, потому что та же Майя Санду была и октябренком, и пионером, и комсомолкой. Она воспитывалась в духе советских идеалов. Сегодня отдавать приказ спецслужбам, которые должны заниматься госбезопасностью, вести расследование о том, почему дети пели советские военные песни – это плевок в свое прошлое, собственное детство, когда она сама пела эти песни.
Еще начиная с 2010-2011 гг., когда правые силы оказались наверху после ухода из власти партии коммунистов, этот процесс идет с той или иной степенью интенсивности непрерывно. Была создана так называемая комиссия, возглавляемая лидером Либеральной партии и спикером парламента, которая изучала «преступления коммунистического режима». Затем был подписан указ о «советской оккупации», и сегодня, когда речь идет о празднике освобождении Молдовы от нацизма, то обязательно находятся люди, которые говорят, что это было не освобождение, а оккупация. Вот так работает окно Овертона – сделать освободителей оккупантами, а оккупантов – освободителями. Уравнять коммунистов и нацистов, их режимы и идеологии.
Эти попытки постоянно продолжаются, и, безусловно, нынешняя власть наследует этим идеям. Чего-то другого ожидать от них не приходится. Но тут нужно вспомнить, что совсем недавно, когда Санду баллотировалась на пост президента, она делала предвыборные ролики и на русском языке, обращаясь к русскоязычной аудитории регионов Молдовы. Она говорила, что все граждане должны объединиться вокруг идеи созидания, борьбы со всем плохим и за все хорошее. Она гарантировала их права говорить и получать образование на родном языке, отмечать праздники, включая День Победы.
Почему-то у меня ощущение, что главной целью сегодняшней власти является отмена этого великого праздника в контексте того, что происходит сегодня на Украине. Но это не важно. Не происходило бы это на Украине, они придумали бы что-нибудь другое. Нашли бы другой повод. Думаю, они видят, что такие праздники и памятники объединяют огромные массы людей по идеологическому признаку. Они воспринимают это как прямую угрозу для себя, своей идеологии и правлению.
– Фактически, руководство Молдовы копирует в своей политике действия националистических режимов Украины и стран Прибалтики, основанные на русофобии и антисоветизме. К каким политическим последствиям это может привести?
– Я уже немного говорил о возможных последствиях, но если говорить в сконцентрированном виде, то общество окажется расколотым на две неравные части. Меньшую часть будет возглавлять действующая власть со всеми своими рычагами, как политическими, так и карательными.
Также могут начаться очень серьезные волнения в ряде регионов Молдовы. Если нечто подобное произойдет, то мы также можем забыть о возможности возобновления переговоров по приднестровскому конфликту. Это будет еще один шаг на пути к ликвидации молдавской государственности, поскольку она немыслима без советского периода. Как бы это не оказалась главной целью нынешней власти – создать юридические предпосылки для прекращения существования всего молдавского государства.