Санду просится в ЕС — Приднестровье требует закрепления суверенитета

Приднестровская Молдавская Республика расценивает подачу Кишинёвом 3 марта сего года заявки на членство в ЕС как свидетельство отказа от диалога с Тирасполем и призывает молдавские власти завершить процесс окончательного закрепления суверенитета ПМР. 

«Считаем необходимым подчеркнуть, что приднестровский народ цивилизованным и демократическим способом определил свою судьбу 2 сентября 1990 года, пресёк военную агрессию Молдавии в 1991-1992 годах, отстояв свою свободу и независимость, подтвердил незыблемость курса на международное признание суверенитета и независимости Приднестровской Молдавской Республики на всенародном референдуме 17 сентября 2006 года», — говорится в заявлении МИД ПМР.

Тирасполь считает, что заявка Кишинёва на членство в ЕС означает готовность молдавских властей передать суверенитет страны наднациональным органам управления в Брюсселе и согласие на окончательный переход Молдавии под военно-политический контроль Запада.

Проевропейский курс Кишинёва поддерживается прорумынскими неправительственными организациями, существующим на деньги западных стран. Так, целая свора подобных организаций (организация историков «Николае Йорга», ассоциация «За Бессарабию и Буковину», Ассоциация развития для Румынии и проч.) призвала президента Майю Санду увереннее шагать в европейское будущее.

Для понимания ситуации не надо ставить телегу впереди коня, а надо чётко сказать: прорумынские организации в Молдавии появились не потому, что служат выражением прорумынских настроений молдаван. Совсем наоборот: прорумынские настроения некоторой части молдаван – это плод пропагандистской работы этих организаций. Пока их не было, не было и прорумынских настроений.

В поступках кишинёвской власти виден явный популизм. Учредительные документы ЕС не содержат такого понятия, как ускоренное членство в ЕС, на которое претендует Молдавия (вместе с Украиной и Грузией). Да и ЕС незачем брать себе на шею трёх явных неудачников с перспективой траты на их жизнеобеспечение средств из европейского бюджета. Дешевле периодически подкармливать их грантами и кредитами. Поэтому никто принимать Молдавию, Украину и Грузию в ЕС в обход необходимых международно-юридических процедур явно не будет.

Режим Санду спешит, потому что его популярность у народа стремительно снижается. Последние соцопросы показывают, что, если бы парламентские выборы в Молдавии проходили сейчас, большинство мест получил бы оппозиционный Блок коммунистов и социалистов — 43. Ещё пару лет прорумынской политики в исполнении Санду – и народ от неё отвернётся. Чтобы этого избежать, Санду пускается на политические шаги сценического характера.

Не желая терять Приднестровье, Молдавия призвала к продолжению диалога и поманила приднестровцев льготами, которые будто бы им светят при расширении сотрудничества с Брюсселем. На деле же Кишинёв пытается сохранить за собой Приднестровье не потому, что хочет озолотить его жителей, а потому что этот регион обладает очень важным стратегическим положением. Членство Молдавии в ЕС и НАТО без привязки к Приднестровью имеет гораздо меньший военно-стратегический и военно-политический смысл, чем с Приднестровьем.

Политика — искусство возможного, и Кишинёву важно не терять контактов с Тирасполем, потому что он рассчитывает, что в будущем геополитическая обстановка изменится настолько, что позволит снова поглотить Приднестровье и привести его в покорность перед румынскими экспансионистами.

Заявка на членство Молдавии в ЕС ведёт к радикальному изменению обстоятельств окончательного урегулирования конфликта, подчеркнули в Тирасполе. Действительно, если Молдавия решила окончательно отколоться от цивилизационной ойкумены, в которой она пребывала несколько веков, Приднестровье оставляет за собой право самому определять своё будущее.

Бездумный курс на сближение с Брюсселем и Вашингтоном чреват для Молдавии выходом из её состава также автономной Гагаузии. Комрат неоднократно подчёркивал, что оставляет за собой право на суверенное существование в случае усиленного сближения Молдавии с Румынией. Ведь поглощение Молдавии Румынией означает, что гагаузы, как не очень многочисленный народ, будет жить в окружении румын, поскольку в румынской Молдавии, понятное дело, всех молдаван переименуют в румын, а гагаузы будут обречены на неизбежную ассимиляцию.

Кроме того, жить в составе Румынии означает своими костями обеспечивать её геополитическое благополучие. Бухарест конкурирует с Варшавой за звание главного русофоба Восточной Европы и постоянно призывает к милитаризации восточного фланга НАТО. Недавнее заявление министра иностранных дел Румынии Богдана Ауреску тому свидетельство: «Следует пересмотреть философию, структуру и главные элементы присутствия НАТО на восточном фланге, потому что сейчас условия совершенно иные, чем тогда, когда она была определена. Мы должны адаптироваться к реальности, когда российские войска находятся на Украине и в Белоруссии».

Ауреску забыл, что эту реальность создала не Россия, Россия на неё лишь реагирует. А создали её США и их восточноевропейские служки Польша и Румыния, допустившие наращивание военного кулака НАТО на своей территории. А ещё Бухарест намерен увеличить расходы на оборону до 2,5% ВВП и разместить в Румынии боевую группу НАТО.

Достаточно просмотреть румынскую прессу, чтобы понять интересы Бухареста в событиях, происходящих сейчас в регионе (приднестровский вопрос, конфликт на Украине и т. д.). Румыны попросту множат пропагандистские клише киевского режима, разнося их громким эхом по всей Восточной Европе. Особенный переполох вызвало нанесение ракетного удара ВС РФ по РЛС ВСУ в Одесской области. «Удар нанесён в 15 км от румынской территории», — возмущалось издание Defence Romania.

Огорчение румын понятно, ведь они считают Одессу румынской, в точном соответствии с теориями геополитика Симиона Мехидинця, который видел на карте Европы условную линию Кёнигсберг — Одесса и полагал, что для Румынии жизненно необходимо иметь над нею контроль. Но после 1945 года Кёнигсберг стал Калининградом, и одно звено этой конструкции вышло из-под контроля Запада. Теперь есть риск, что русский город Одесса, подаренный Украине большевиками, тоже выйдет из-под контроля. И тогда Бухаресту будет труднее мечтать о захвате Приднестровья, Молдавии, Бессарабии и Буковины.

Бухаресту было очень выгодно, что о. Змеиный, оставшийся в руках Украины после того, как Румыния отобрала у неё через Международный суд ООН в 2005 г. близлежащий шельф с запасами углеводородов, охраняли от России украинские пограничники. Иными словами, руками украинских солдат Румыния обеспечивала свою безопасность. По итогам установления российскими ВС контроля над островом в конце февраля румынские СМИ, повторяя пропагандистскую ахинею Киева, живописали, как пограничники погибли в бою с превосходящими силами русских. Но когда выяснилось, что не погибли, а тихо сдались в плен, румынские СМИ промолчали.

Учитывая вышеизложенные факты, следует сказать, что приднестровский вопрос — это не только и даже не столько про Приднестровье, сколько про реконфигурацию геополитического пространства между Карпатами и Чёрным морем в целом. Западу важно соорудить у западных рубежей Евразийского экономического союза санитарный кордон для препятствования его дальнейшего развития. «Засовами» на дверях должны служить русофобское режимы в Молдавии и на Украине.

Режим Зеленского — союзник режима Санду. В данный момент Зеленский где-то прячется, перед Санду маячит перспектива политического одиночества перед лицом интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Уже ясно, что прозападная Украина как союзник прозападной Молдавии перестала существовать. В этом тоже одна из причин, почему Кишинёв вдруг так активно захотел в ЕС.

Уверения Санду, что Молдавия останется нейтральной страной, даже если попадёт в ЕС, не стоят ломаного гроша. Нейтральный статус РМ не мешал ей наращивать направленное против России и её союзников военно-политическое партнёрство с Бухарестом, вплоть до приглашения румынских советников в свои силовые структуры. Слова Санду о нейтралитете — такой же блеф, как подобные заявления Швеции, Дании и Финляндии, которые под прикрытием нейтралитета оказывают дипломатическую и военную поддержку националистическому режиму в Киеве.

Заявку Кишинёва на членство в ЕС следует рассматривать как безответственный шаг, направленный на обеспечение правящей прорумынской кликой личного политического благополучия. Поскольку в ЕС Молдавию не возьмут, сближение с ЕС по привычке сменится дальнейшим сближением с Румынией. А что такое Великая Румыния, приднестровцы и гагаузы узнали ещё в далёком 1941 году.

Кое-кому в Бухаресте и Кишинёве хотелось бы повернуть историю вспять и организовать новый дранг нах остен. Не выйдет!

Источник

Подпишитесь на Telegram-канал "Евразийская Молдова": самые свежие новости, аналитика, обзоры и комментарии о развитии Евразийского экономического союза. Подписаться >>>