Исключительный Обама

1034309588Не припомню случая в мировой истории, чтобы лидер государства произнес речь в марте, и вдруг в июне ее начали читать и изучать заново. Да как изучать – вплоть до пометок оратора на полях подготовленного текста. Спорить, дискутировать… Произошел этот странный случай в США с президентом Бараком Обамой. Тема его получившего вторую жизнь выступления нам более чем интересна – речь об исключительности Америки. Приговор экспертов: президент создает «новый патриотизм». А мы тогда, в марте, и не заметили…

Речь, которую начали изучать заново

Повторим: речь Обамы в Сельме, штат Алабама, была в марте. Говорить о ней заново – в газете Washington Post и не только – начали сейчас, в эти среду-четверг.

Как это было проделано: помощники президента как бы случайно разгласили подробности того, как Обама к речи готовился (неделями), как пять раз переписывал первоначальный текст. Составители речи не просто вспомнили эту историю, но и дали газете оригинал очередной версии текста с множеством рукописных пометок Обамы. Почему сейчас? А подоспело очередное обострение перманентной предвыборной борьбы (хотя выборы еще когда будут)… да нам это и не важно. Нам важна сама тема.

Тема такая: в самом начале президентства Обамы его обвиняли в том, что он не патриот, поскольку ему не нравится идея, что Америка исключительна. Он и правда говорил тогда невозможное для американского политика: что «британцы и греки» (почему только они?) тоже считают свои страны исключительными. Но его взяли за горло республиканцы (и не только они): ты веришь в исключительность твоей родины или нет? И он сдался. Сказал, что верит «всеми фибрами души».

Сдался – но с тех пор, однако, он постоянно объясняет детали и подробности этой своей веры, в которых самое интересное. Более того, сейчас выясняется, что никто из политических деятелей США не высказывался – за всю карьеру в целом – на эту тему так подробно, как Барак Обама. Будучи еще сенатором, да и раньше. В общем, это у него серьезно.

Так что же он сказал в Сельме – а американцы и мы даже не заметили? Сегодня выясняется, что многое даже не сказал, а только диктовал составителю речи. И вот это, наспех продиктованное и потом вычеркнутое, оказалось лучше того, что в итоге было сказано. Например, о том, что «Америка, которая хронически не удовлетворена собой – это же у нас в ДНК, стремление быть лучше».

Или – «нет ничего более американского», чем идея, что обычные люди, не родившиеся в богатстве, могут определять судьбу своей нации. Ну, идея и правда есть…

А вот самое интересное: «Те, кто понимает исключительность лишь как сохранение прошлого; кто отрицает наши недостатки или неравенство; кто говорит – люби (страну) или уезжай, это же люди, которые боятся. Которые думают, что Америка очень хрупкая».

Они боятся и не верят?

Нет никаких сомнений, что патриотизм «по Обаме» — полное и стопроцентное отражение ровно тех же споров, которые ведутся у нас (хотя, наверное, везде). Этим и интересно. Собственно, думаю, один из ведущих тестов на патриотизм наступает не тогда, когда твоя нация в полном порядке, а когда у нее есть проблемы и недостатки.

Когда недавно я был в Крыму, меня поразило множество российских флагов где угодно. Нигде в прочей России вы такого не увидите (хотя в последнее время на подмосковных дорогах я встречаю грузовики, тракторы и прочее тоже с флагами – раньше их не было). Но значит ли это, что крымчане видят свою страну как идеальную во всех смыслах? Да ничего подобного. Они умные, нормальные люди, у которых была возможность сравнить, подумать, что-то понять.

Но патриоты, которые отрицают недостатки своей страны… И происходит это оттого, что они боятся и не считают свою страну настолько сильной, чтобы уметь становиться лучше… Да ведь Обама, похоже, прав.

Видимо, что в США сейчас, когда страна перестает быть сверхдержавой, начинается идейная битва между двумя патриотизмами. Условно, республиканским и обамовским (не буду говорить – демократическим). Для Рональда Рейгана США были страной, лишенной недостатков, говорить о таковых было нельзя. Для Барака Обамы – наоборот.

Но дело не только в нем. Та же Washington Post публикует массу интересных данных по опросам общественного мнения. Получается, что публика скорее на стороне Обамы. А именно, 64% считают, что в сегодняшней Америке есть такое, от чего стыдно. 70% полагают, что мир был бы лучше, если бы американцы признавали недостатки своей страны. Но – 84% согласны, что «я хотел бы быть гражданином США и никакой другой страны в мире».

А что, ведь нормальные же люди. С такой Америкой можно иметь дело.

Давайте скажем просто и коротко, почему весь мир либо ненавидит, либо осмеивает идею американской исключительности. Потому что для какой-то, похоже – меньшей, части американцев исключительность означает, что им за пределами США закон не писан. Весь мир должен жить по американским стандартам, но Америка по мировым стандартам жить не должна. Они единственные, которым все можно.

Но если, после окончания нынешнего кризиса между Западом и «незападом», мы будем иметь дело с «новым патриотизмом» американцев – тем, что пытается обозначить Обама и что подтверждает общественное мнение страны… С патриотизмом, который умеет признавать свои недостатки и желать их исправить, чтобы быть лучшими, примером для других – тогда, что ж. Такой патриотизм можно уважать. С такой страной можно жить на общей планете.

Кстати, это и к России, думаю, относится. И к любым прочим странам.

Дмитрий Косырев, политический обозреватель МИА «Россия сегодня»

ИСТОЧНИК: РИА Новости

Подпишитесь на Telegram-канал "Евразийская Молдова": самые свежие новости, аналитика, обзоры и комментарии о развитии Евразийского экономического союза. Подписаться >>>