Михаил Хазин: Экономический рост Европы во многом нарисованный

михаил хазин2Можно ли назвать нынешний экономический кризис самым долгим в истории и ожидается ли подъем экономики Евросоюза в 2014-м году? Свой прогноз нашей Компании дал известный экономист и публицист Михаил Хазин

— Этот кризис нельзя назвать самым длинным. Тут нужно быть очень аккуратным в формулировках. Дело в том, что у структурных кризисов есть две составляющие. Сначала — резкий спад, потом — длинная депрессия. И в этом смысле, например, спад начала 30-х годов 20-го века длился где-то с весны 1930-го по конец 1932-го года. То есть, 2 с половиной года. А вот депрессия потом длилась 10 лет!

Если считать их вместе, то нынешний кризис пока еще не самый длинный. А вот если считать именно «падающую» часть, то, конечно, она очень длинная. Потому что ее очень сильно растянули. Если бы в 2008-м году Соединенные Штаты Америки не начали бешеную эмиссию, то спад уже, собственно, закончился бы. И мы бы вышли на нормальную депрессивную составляющую. А соответственно сегодня у нас идет этот самый спад, который постоянно компенсируется эмиссией. И при этом за счет углубления его дна, которого пока не видно, это, конечно, плохо с точки зрения итогов.

Но для сегодняшних европейских лидеров главное, чтобы не было быстрого спада. И они любой ценой пытаются придать ситуации некоторый оптимизм. И соответственно изобразить, что никакого спада нет. Получается это у них плохо. Потому что безработица растет. Экономический рост, мягко говоря, не очень убедительный — во многом нарисованный, во многом стимулированный эмиссией. Но вы поймите, когда вы печатаете деньги, они все равно где-то вылезают в виде прибыли! Кажется, что это — экономический рост. На самом деле это не рост, а перераспределение эмиссионных денег. В этом смысле я не вижу никакого оптимизма для Европы.

Но ситуация там еще больше ухудшается в связи с нарастанием внутриполитических конфликтов между отдельными субъектами Евросоюза. В силу той банальной причины, что часть функций у них уже общая. Например, рынок труда. А голосование идет по регионам. И соответственно действующим политикам страшно не нравится, что против них голосуют безработные, в то время как их рабочие места занимают представители других стран Евросоюза. В этом смысле Британия уже объявила, что всяких поляков, прибалтов со своей территории выгонит. Еще пока не выгоняет, но скоро выгонит. То же самое будет и в других странах.

— А какой экономический фактор оказывает самое большое влияние на кризис?

— Падение спроса. В Европе за счет роста госдолга были очень мощные дотации потребителям. Сегодня уже понятно, что удержать дотации на этом уровне невозможно.

— Можно ли назвать попытку Европы сблизиться с Украиной желанием расширить свой рынок, чтобы как-то кризис преодолеть?

— Частично. Я бы сказал немножко иначе — это попытка Европы протянуть позитив, который в последние годы не связан исключительно с механическим расширением. И как бы изобразить, что нет, все эти позитивные процессы продолжаются. Попытка крайне неудачна. И уже понятно, что позитива-то все равно нет и не будет ни для Украины, ни для Европы. А если бы рынок стал общим, это была бы экономическая катастрофа для украинцев. И это были бы определенные проблемы для Евросоюза. Но отдельные участники — да, получили бы дополнительный рынок.

ИСТОЧНИК:  rus.ruvr.ru

Подпишитесь на Telegram-канал "Евразийская Молдова": самые свежие новости, аналитика, обзоры и комментарии о развитии Евразийского экономического союза. Подписаться >>>