Олег Горбунов: «Пожарная» дипломатия

Виктор ЯнуковичУкраинский президент Виктор Янукович, потеряв надежду убедить своего российского коллегу Владимира Путина в необходимости отраслевой и межрегиональной интеграции России и Украине вместо вступления в Таможенный союз и создания двухстороннего газотранспортного консорциума по управлению украинской «трубой» пытается привлечь к российско-украинским переговорам о сотрудничестве других президентов стран Таможенного союза.

15 апреля Виктор Федорович провел телефонный разговор с главой Белоруссии Александром Лукашенко. По итогам пресс-служба украинского президента заявила о нестандартном желании своего шефа, а именно: создать российско-белорусско-украинское общественное движение (с пока еще необъявленными официальными целями). Кроме того, Виктор Янукович продолжил добиваться встречи с белорусским лидером в обход Владимира Путина, о чем на двустороннем украинско-белорусском уровне и была достигнута договоренность в этот понедельник.

Украина накопила массу вопросов к своим белорусским соседям. В первую очередь это повышение пошлин на ряд товаров промышленности после образования Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана. Новая согласованная таможенно-тарифная политика трех стран ударила по интересам украинских автопроизводителей, когда был введен утилизационный сбор на украинские машины, все еще производящиеся в этой стране. Ситуация не устроила ряд крупных игроков рынка, к примеру, экс-министра промышленности и одного из лидеров «оранжевых» коалиций в прошлом Петра Порошенко, автомагната экс-спонсора «Батькивщины» Юлии Тимошенко Тариэла Васадзе, а также более мелких, региональных предпринимателей (в частности, из Харькова). Как следствие, начались попытки пролоббировать на высшем уровне достижение договоренностей с Москвой как инициатором и «двигателем» Таможенного союза возможность пересмотра своей таможенной политики. Ответ из Кремля был четким – отраслевая интеграция невозможна без достижения стратегических договоренностей о вступлении Украины в Таможенный союз или создания международного консорциума по управлению украинской газотранспортной системой. Россия больше не готова оплачивать или дотировать отдельные отрасли украинской экономики или ее стратегические предприятия, учитывая намерения Киева полностью интегрироваться в Европейский союз. Фактически Кремль предложил вариант «или – или», а значит – жесткий вариант переговоров. В ответ из украинской столицы со стороны экспертов и отдельных депутатов и политиков более мелкого уровня посыпались обвинения в «заносчивости» и «ультиматуме», однако в Москве это восприняли, как попытку уйти от обсуждения принципиальных вопросов сотрудничества.

Даже помилование президентом Украины одного из оппозиционных лидеров, экс-министра внутренних дел Юрия Луценко, сделанное с целью приблизить подписание Соглашения об ассоциации с ЕС (куда входит и Договор о зоне свободной торговли с Европой), не произвело должного эффекта на кремлевских политиков. Москва в некотором смысле «предупредила» этот шаг Виктора Януковича проектом открытия второй ветки газопровода «Ямал-Европа», который заинтересовал европейских экспертов и отдельных политиков.

В этой атмосфере взаимного шантажа Киев решил сделать ставку на партнеров Москвы по Таможенному союзу – Казахстан и Белоруссию. Так, с конца марта Украина официально – через каналы МИД и главу правительства – добивается встречи украинского лидера сразу с тремя президентами стран Таможенного союза. Украинская сторона попытается использовать присутствие казахстанского и белорусского лидеров, чтобы либо убедить Владимира Путина в необходимости приоритетного развития межотраслевой интеграции вместо «общей» интеграции в Таможенный союз, либо договориться о неком посредничестве коллег Владимира Путина по евразийской интеграции, например, в создании международного газотранспортного консорциума по управлению украинской «трубой».

Однако Москва вряд ли согласится на такой формат, понимая стратегическое намерение Киева подписать в этом, фактически предвыборном для Виктора Януковича году Соглашение об ассоциации с Брюсселем, чтобы убедить протестную часть населения Украины в верности внешнеполитического курса Киева, проводимого им в течение последних трех лет.

По мере приближения к 2015 году – то есть к всенародному голосованию по кандидатуре главы Украины на следующие пять лет – Виктор Янукович может столкнуться с резким падением своих рейтингов среди базового, юго-восточного украинского электората, который не поймет «евроатлантистских» стремлений своего избранника и почти полное отсутствие прогресса в отношениях с РФ. В итоге рейтинг украинского президента может приблизиться к рекордно малым величинам (особенно при появлении нового конкурентного политического проекта на Юго-Востоке Украине), приближающимся к уровню поддержки предыдущего президента Виктора Ющенко (3%).

В итоге, Виктор Федорович будет вынужден сначала идти на массированные уступки Евросоюзу, чтобы ближе к выборам пытаться в «пожарном» порядке пописать хоть какие-то интеграционные документы с Москвой. Риски такой ситуативной дипломатии перевешивают возможные дивиденды.

Олег Горбунов

ИСТОЧНИК:  politcom.ru

Подпишитесь на Telegram-канал "Евразийская Молдова": самые свежие новости, аналитика, обзоры и комментарии о развитии Евразийского экономического союза. Подписаться >>>