Приднестровье взяли в кольцо /Андрей Сафонов/

ШевчукСобытия в Украине, превратившие впервые со времен Великой Отечественной войны центр бывшего СССР в поле битвы, могут создать за спиной Молдавии и Приднестровья враждебное Москве пространство. И предотвратить победу на предстоящих 30 ноября в Молдавии парламентских выборах сторонников евразийской интеграции и Таможенного союза. Вооруженный конфликт в Украине может ослабить, изолировать или даже ликвидировать Приднестровье как государственное образование, в котором Вашингтон и его союзники видят исключительно форпост России. Естественно, гражданская война в Украине осложняет положение непризнанной Приднестровской Молдавской республики (ПМР).

До сих пор отношения Приднестровья с Украиной в целом складывались удачно, несмотря на подписанное под нажимом Запада в 2006 году молдавско-украинское соглашение, которое зафиксировало контроль Кишинева над приднестровским экспортом. Если раньше товары вывозились из Приднестровья в Украину или через Украину по приднестровским сопроводительным документам, то теперь требовались документы контролирующих органов Молдавии.

Однако в целом восточный тыл Приднестровской республики был надежным и дружественным. Во время молдавско-приднестровской войны 1992 года добровольцы из Украины – от сторонников левых идей и до бойцов УНА–УНСО – заняли боевые позиции рядом с русскими казаками и приднестровскими гвардейцами. Свыше 100 тыс. беженцев из Приднестровья были приняты украинским народом, предоставившим приднестровским братьям хлеб и кров. Вплоть до сегодняшнего дня ввозимый в Приднестровье импорт можно было доставлять без сопроводительных документов Молдавии. Сейчас явно наблюдается попытка слома такого положения дел.

После свержения 22 февраля 2014 года президента Украины Виктора Януковича наблюдается со стороны Запада, в частности Румынии, стремление взять Приднестровье в жесткие клещи. О чем идет речь?

Во-первых, Румыния пытается запугать Украину якобы существующей «приднестровской опасностью». С этой целью уже несколько месяцев запускаются стабильно «падающие» информационные «утки» о якобы проникающих на территорию Украины из Приднестровья «боевиках» и «российских спецназовцах». Результатом явились переброски на украинско-приднестровскую границу дополнительных украинских войск и бронетехники. Однако Приднестровье все время кризиса на Украине (с ноября 2014 года) сохраняло предельную выдержку и нейтралитет, а потому обвинить Тирасполь хоть в каком-то факте вмешательства во внутренние дела Украины оказалось невозможно.

Во-вторых, руководство Молдавии сегодня желает получить более активную поддержку Запада в своем желании вывести с берегов Днестра остатки 14-й армии (Оперативную группу российских войск в Приднестровье – ОГРВ) и российские миротворческие силы. Случись это – военное нападение на непризнанную Приднестровскую Молдавскую республику со стороны правых сил Молдавии и их румынских союзников может стать реальностью.

В-третьих, официальный Кишинев нацелен на вовлечение Приднестровья с помощью Украины в ассоциацию с Евросоюзом и в зону торговли ЕС – Республика Молдова (РМ). Для этого, в частности, наблюдается желание руководства Кишинева сделать так, чтобы и импорт в ПМР ввозился только с помощью сопроводительных документов Молдовы.

Таким образом, у ПМР есть опасность как минимум экономической изоляции; как максимум – вовлечения республики в боевые действия, если желающие столкнуть ПМР и Украину смогут спровоцировать какие-то столкновения на приднестровско-украинской границе.

События с момента начала украинской смуты развиваются так, что экспорт из ПМР уже упал, по разным подсчетам, на 30–40%. Аналитики предсказывают, что он может сократиться в ближайшие месяцы на 2/3. Блокпосты на украинских дорогах, различные вооруженные формирования, наэлектризованная атмосфера – все это отбивает охоту как у перевозчиков доставлять товары, так и у многих обычных людей выезжать на украинскую территорию.

С другой стороны, рынок ПМР в значительной степени зависит от поставок товаров из Украины, в частности – ввоза продовольствия. Резкое сокращение такого ввоза потребует от приднестровцев заполнить прилавки чем-то иным – либо своей продукцией (но полностью покрыть потребности этим способом не удастся), либо дать полномасштабный «зеленый свет» товарам из Молдавии. А это будет означать увеличение зависимости Приднестровья от Кишинева. Накануне подписания 27 июня между Кишиневом и Брюсселем соглашений об ассоциации и о зоне торговли приднестровской стороне это вряд ли нужно.

Приднестровье в предстоящие недели и месяцы будет, как можно понять из действий руководства республики, продолжать свою сдержанную и корректную линию в отношении Украины. При этом чрезвычайно важно держать порох сухим и охранять свои границы от возможных провокаций вроде попыток враждебных (расположенных западнее Приднестровья) сил спровоцировать какие-нибудь инциденты, чтобы фактически заблокировать возможность для ПМР общаться с внешним миром.

Уже сейчас для Приднестровья важно усилить военное присутствие союзных ПМР российских войск – если не количественно, то качественно, а также повысить боеспособность и боеготовность собственных силовых структур.

Можно прогнозировать, что опасность в том числе военных провокаций для ПМР будет нарастать в теплое время – летом и в сентябре–октябре этого года. Молдавские и западные «ястребы» вполне могут попытаться форсировать то, что их румынские единомышленники называют «быстрым решением приднестровского вопроса». Они исходят из желания полностью контролировать все европейское пространство бывшего СССР, вплоть до границ с Россией, и пророссийское Приднестровье, пусть и дружественное народу Украины, в эту схему не вписывается.

Если хаос, смута и война в Украине будут нарастать, тогда перед приднестровцами встанет вопрос: а что вообще делать с экономикой и передвижениями граждан ПМР? Ведь многие приднестровцы обладают российским гражданством, а Кишинев лоббирует (это очевидно) полную «закупорку» границы ПМР–Украины для граждан РФ. Ставка делается на превращение ПМР в своего рода резервацию с рухнувшей экономикой, в которой доведенное до отчаяния население восстанет против своих властей и против курса на союз с Москвой (в виде Таможенного и Евразийского союзов) и потребует от официального Тирасполя согласия на «европейскую интеграцию» под эгидой Кишинева и с помощью Бухареста.

Что до экономики, то надо исходить из неблагоприятного варианта. Если он не реализуется, то тем лучше. Но предположим, что экспорт из ПМР продолжит падение, а ввоз многих наименований импортных товаров из Украины окажется под вопросом. Тогда нужно будет произвести структурное изменение экономики ПМР. Не будет иного выхода, кроме как вкладывать российские деньги прежде всего в промышленность, АПК, модернизацию технологий. Какие-то из ранее ввозимых товаров придется производить на месте. Какие-то предприятия умрут, какие-то, напротив, возникнут. Не исключено, что нельзя будет обойтись без некоторых элементов экономической автаркии. Но главное – сохранить мир на приднестровской земле. Если это удастся сделать, прочие задачи представляются решаемыми.

Андрей Сафонов – президент Ассоциации независимых политологов Приднестровья

ИСТОЧНИК: ng.ru

Подпишитесь на Telegram-канал "Евразийская Молдова": самые свежие новости, аналитика, обзоры и комментарии о развитии Евразийского экономического союза. Подписаться >>>