На саммите ШОС обсудили главные экономические угрозы

11124858.604164.7812Международную политическую нестабильность, в частности конфликты в Ираке и на Украине, участники заседания межбанковского объединения Шанхайской организации сотрудничества считают одной из главных угроз экономическому развитию стран шестерки. Дальнейшая интеграция поможет укрепить «иммунную систему» стран ШОС, полагает Пекин, предлагая проект «экономический пояс Великого Шелкового пути», конкурирующий с российскими интеграционными инициативами.

Накануне саммита глав государств Шанхайской организации сотрудничества в Душанбе прошло десятое заседание Совета межбанковского объединения организации (МБО) с участием представителей государственных банков шести стран-членов ШОС и партнеров по диалогу.

Политические вызовы и совместные проекты

Мировая экономика, по словам председателя правления Госбанка развития Китая Ху Хуйабана, переживает общее умеренное восстановление, однако разрыв между национальными экономиками расширяется. Конфликты в Ираке и на Украине негативно отразятся на восстановлении экономик соседствующих с этими государствами стран, заметил он. Темпы экономического роста стран ШОС в разных степенях также замедлились, в этом сказывается и влияние политики, поэтому странам-членам необходимо укреплять «иммунную систему», чтобы добиться роста. В условиях нестабильных рынков реализовывать потенциал экономического роста позволила бы региональная интеграция, заметил, открывая заседание, заместитель премьер-министра Таджикистана Саид Давлатали. Однако одной из проблем стран ШОС, по словам Ху Хуйбана, является отсталость инфраструктуры, для развития которой необходимо развивать совместное инвестиционное финансирование проектов.

Ряд таких проектов уже реализован. В Казахстане осуществляются три инвестиционных проекта на сумму в $3,5 млрд, из которых $900 млн — доля самого Казахстана, сообщил председатель правления Банка развития Казахстана Болат Жамишев. У Киргизии по линии МБО основным партнером является китайский банк развития, рассказал РБК председатель правления киргизского РСК-банка Эркебай Мурзабеков: подписаны шесть кредитных соглашений, пять уже освоены, общий объем средств полученных по линии МБО ШОС, составляет $25 млн и 20 млн юаней (более $3 млн), которые направлены на поддержку малого и среднего бизнеса в торговле, фармацевтике, сельском хозяйстве и других отраслях. О выгодном сотрудничестве с Госбанком развития Китая говорил и представитель Узбекистана.

В России по линии МБО были профинансированы строительство третьего энергоблока Экибастузской ГРЭС–2, цементного завода в городе Сланцы, вагоностроительного завода в Тихвине, реконструирован аэропорт Пулково, говорится в справке к заседанию.

База для успешного развития межбанковского объединения есть, указал председатель правления государственного сберегательного банка Таджикистана «Амонатбонка» Джамшед Нурмухамдзода, он возглавляет МБО ШОС в этом году. Разработаны базовые юридические документы, создана база данных проектов, отметил он. Ведется активная переписка с партнерами стран-наблюдателей в ШОС — уполномоченными банками Монголии и Пакистана, но пока не удалось наладить контакт с банком Индии, сообщил он.

Партнеры-конкуренты

«Работа межбанковским объединением проводится большая, но она больше сконцентрирована на двустороннем сотрудничестве, в меньшей степени — на проектах, которые имели бы региональное значение, а они необходимы», — указал Жамишев. Предправления Госбанка развития Китая подчеркнул, что развитие коммуникационной, транспортной и другой инфраструктуры стран региона могло бы осуществляться в рамках предложенного председателем КНР Си Цзиньпином «экономического пояса Великого шелкового пути». О значимости и поддержке этого проекта говорили почти все выступающие. В сентябре, пропагандируя это предложение, Си Цзиньпин совершил турне по странам Центральной Азии, из которого он вернулся с контрактами на сумму более $60 млрд. Тогда ряд аналитиков, в частности член экспертного совета Института ЕврАзЭс Святослав Терентьев, назвали китайский проект «пояса Великого шелкового пути» по сути конкурирующим с завязанными на Москву проектами евразийской интеграции такими, как Таможенный союз.

«Многосторонние проекты обычно очень капиталоемки, ресурсы нужны на длинные сроки, таким проектам, особенно в инфраструктуре, присущ большой объем рисков, поэтому для банков-участников объединения важно, чтобы вся экономика проектов была просчитана корректно, но, к сожалению, не всегда получаемые нами документы являются качественными, банки вынуждены переделывать работу», — пояснил РБК зампредседателя Внешэкономбанка России Александр Иванов. Россия предлагает создать структуру, которая помогала бы такие сложные предложения правильно структурировать, чтобы банки могли выделять финансирование, сообщил Иванов. Это пока только идея, которую Россия предлагает обсудить в ходе своего председательства в ШОС, которое она примет у Таджикистана. По случаю перехода председательства к России председателем МБО ШОС единогласно был избран председатель ВЭБа Владимир Дмитриев.

Тема создания Банка развития ШОС участниками заседания не обсуждалась. Это вопрос дискуссионный, говорит Иванов: институты развития, которые есть в каждой из стран, в состоянии вести и финансировать проекты. «Создавать новую структуру, по сути дублирующую их в условиях жестких бюджетных ограничений, наверное, все же нецелесообразно», — пояснил он. Как отмечал в июне в журнале «Россия в глобальной политике» Олег Голишников, лоббистом этого проекта выступает Китай, в то время как Россия выступает против него, исходя из того, что у нее нет возможности конкурировать с Пекином на равных, учитывая его финансово-экономическое превосходство.

Полина Химшиашвили, Душанбе

ИСТОЧНИК:  rbc.ru

Подпишитесь на Telegram-канал "Евразийская Молдова": самые свежие новости, аналитика, обзоры и комментарии о развитии Евразийского экономического союза. Подписаться >>>