Мнение экспертов: «Для Молдовы сближение с Евросоюзом хуже конца света»

7 апреля 1Правительство в Кишиневе тащит свою страну к ЕС вопреки народным настроениям и здравому смыслу [обсуждение]

Нешуточные страсти закипают в эти дни в Молдавии. Вчера выяснилось, что власти республики приступили к строительству полноценной границы с Приднестровьем. То есть фактически махнули рукой на эту территорию, которая исторически себя ассоциирует с Россией. Официальный Кишинев живет другой мечтой: парафировать, то есть предварительно подписать соглашение об ассоциации с Евросоюзом (точно такое же намерена заключить и Украина). Саммит «Восточного партнерства» все ближе — он должен состояться в Вильнюсе в ноябре.

Молдова и так живет небогато. Но нынешние проблемы республики покажутся цветочками по сравнению с ягодками, которые вызреют в случае ассоциации с Евросоюзом. Об этом мы поговорили с молдавскими экспертами.

ПРОИЗВОДИТЕЛИ НЕ ВЫЖИВУТ

Вариант окончательно развернуть вектор Кишинева в сторону ЕС, который сейчас усиленно продвигает молдавское правительство, вызывает оторопь и ужас как у большинства населения страны, так и у экспертного сообщества. В том числе и по той причине, что бывшая когда-то одной из самых обеспеченных республик в СССР в пору постсоветской независимости Молдова вдруг превратилась в самое бедное государство Европы. Лет шесть назад конкуренцию в этом Кишиневу составляла Албания, но нынче молдаване по уровню бедности на континенте не имеют себе равных.

— Режим свободной торговли с ЕС — это смерти подобно для нашей экономики, — считает Сергей Назария, кандидат исторических наук, доктор политических наук, преподаватель Кишиневского университета. — Нас завалят продуктами из Европы. Все, что не уничтожит режим свободной торговли, будет сложно экспортировать в Россию. Это будет катастрофа для наших экспортеров. Мнение большинства населения совершенно не учитывается. Что собираются парафировать в Вильнюсе, народу неизвестно.

Ассоциация с ЕС убьет немногих оставшихся производителей в Молдове, считает Дмитрий Каврук, главный редактор газеты «Пульс»:

— Сегодня в экономических отношениях с Евросоюзом у Молдовы действует режим, при котором мы поставляем молдавские товары в ЕС по довольно широким квотам беспошлинно. А с другой стороны, европейскими поставщики товаров нам платят все положенные пошлины и налоги. В этом смысле наш слабенький и не очень сильно развитый производственно-хозяйственный потенциал был в некоторой степени защищен. Сейчас речь идет о том, что с Европой и с Турцией откроются полностью все границы для товаров и, прогнозируя дальнейшее развитие событий, все в один голос говорят, что молдавская экономика не выдержит этого. Речь идет о том, что вообще ничего не будет молдавского. И на полки магазинов выложат, возможно, более дешевый товар Евросоюза, но молдавских производителей не останется.

ГАСТАРБАЙТЕРЫ СНОВА СТАНУТ БЕЗРАБОТНЫМИ

$6 миллиардов внешних долгов страны, до 60% трудоспособного населения, превратившихся в гастарбайтеров (преимущественно выехавших на заработки в Россию), экспорт молдавских товаров и услуг менее $2 млрд. долларов и импорт более чем $5 млрд. — все это свидетельствует о том, что и в нынешних условиях страна, мягко говоря, не роскошествует, а бедствует, перебиваясь от кредита к кредиту.

Россия для экономики Молдавии — партнер № 1. 30% экспорта республики (даже после прекращения поставок молдавских вин) приходится на нашу страну (21% импорта в Молдову приходит тоже из России), треть ВВП страны — это переводы гастарбайтеров на родину, а почти 3/4 трудовых мигрантов-молдаван работают в России.

— Вице-премьер Молдовы по экономике походя бросил, что, конечно же, это очень хорошо, что мы подпишем такого рода документ с нашими европейскими партнерами, ну а сельское хозяйство у нас как бы не приоритет. На самом деле сегодня сельское хозяйство в структуре ВВП имеет не так уж много — порядка 13%, но правительство забывает, что большая часть в перерабатывающей промышленности тоже держится на аграрной сфере, — рассуждает Алексей Тулбуре, экс-посол Молдовы в Совете Европы и ООН. — И есть еще один вопрос, на который должны ответить наши руководители. Что делать сотням тысяч молдавских граждан, которые задействованы в сельском хозяйстве? Это вопрос не только экономического, но и социального характера. Всем известно, что Молдова — по разным международным оценкам — занимает от первого до четвертого места в мире по количеству трудовых мигрантов на душу населения. Если мы сейчас решим еще, что и сельское хозяйство нам не нужно, то я не знаю, что может быть катастрофичнее. Один из премьер-министров нашей страны сказал, что в Молдове конец света наступит, если вернутся сразу все гастарбайтеры. А теперь представьте себе: Россия уже сказала, что выдворит 190 тысяч молдаван-нелегалов, еще 600 — 700 тысяч легальных наших работников останутся у вас, но и их выдавят назад. А тут сотни тысяч потеряют работу. Это безработица на уровне 60 — 70%, это Гана или Судан после страшной войны. Это даже хуже конца света.

«СДОХНЕМ ГДЕ-ТО НА ОБОЧИНЕ»

Парадоксально, но факт: до 2009 года, пока у власти в Молдове были силы, называвшие себя не проевропейскими, а скорее промолдавскими, то есть умудрявшиеся сотрудничать и с Западом, и с Востоком, за интеграцию в ЕС выступало 50% населения. Сейчас у власти проевропейские силы. Но большинство населения выступает за интеграцию в Таможенный союз.

— Под лозунгами европейской интеграции в последние годы в Молдове происходили очень страшные преступления — рейдерские захваты, разгул коррупции и контрабанды, убийства, сокрытие убийств и т. д., — говорит Алексей Тулбуре. — От ряда лидеров оппозиции приходилось слышать, что они готовят свою «бархатную революцию». Но не только для смены власти и досрочных выборов, а чтобы начать глубокую трансформацию молдавского общества. Шумиха вокруг предстоящего саммита — это пиар-акция, которая должна позволить продержаться нынешней власти еще какое-то время. Но эти господа не отдают себе отчета, что их пиар аукнется серьезными проблемами реальной жизни страны. У нас очень слабые государственные институты и экономические механизмы. Наш ишак не может конкурировать с локомотивом ЕС, мы просто упадем и сдохнем где-то на обочине. И это совершенно очевидно наблюдалось на протяжении последних лет. Ни одно из обязательств, которое нынешняя власть взяла на себя, не было выполнено. К тому же, в ассоциации с ЕС находятся и страны Африки, и страны Латинской Америки, никогда не претендовавшие на интеграцию. Это просто некий режим сотрудничества, выгодный Европе. И надо понимать, что предложения ЕС для стран «Восточного парт­нерства» — это на самом деле механизм недопущения этих стран в члены Евросоюза. Сегодня, кстати, европейское общественное мнение категорически против расширения, потому что сам ЕС сталкивается с огромным количеством проблем.

РАЗОРВАННАЯ РЕСПУБЛИКА

Румыния на днях отказалась ратифицировать договор о нерушимости границ с Молдовой. Выходит, что республике как суверенному государству осталось существовать недолго. И Приднестровья после этого румынского шага Молдове, скорее всего, уже вовеки не видать.

— Молдавская власть сегодня чрезвычайно лояльна в отношении любых румынских заявлений. И премьер, и президент Румынии в открытую говорят, что они не признают государственные границы Республики Молдова, что Бессарабия — это румынская земля, — обращает внимание Дмитрий Каврук. — Ни одной ноты протеста молдавского МИДа мы по этому поводу не видели и не слышали. Высшее руководство Молдавии говорит про себя, что они румыны, что Бухарест — это их дом и т. д. Есть открытые прорумынские партии, которые поддерживают нынешний курс. Но позиция общества по этому вопросу совершенно конкретна: соцопросы показывают, что сторонников объединения с Румынией не больше 10%. Надо также понимать, что Приднестровье никогда не согласится быть с Румынией. Но наше правительство сейчас напоминает ослепленного носорога, который идет вперед, ничего не видит и пытается все снести на своем пути, в том числе и государственность Республики Молдова.

— То, что Евросоюз настаивает на таможенных постах по Днестру, это, конечно, удар по государственности и территориальной целостности страны, — соглашается Сергей Назария. — Объективно Румыния работает на ликвидацию молдавского государства, на ее аннексию. И без Приднестровья, без поддержки России перспективы нашего независимого существования очень плачевны.

Александр Гришин

ИСТОЧНИК:  kp.ru

Подпишитесь на Telegram-канал "Евразийская Молдова": самые свежие новости, аналитика, обзоры и комментарии о развитии Евразийского экономического союза. Подписаться >>>