Американская мечта Брюсселя

СШЕвропыЕврочиновники снова вернулись к идее создания Соединенных штатов Европы.

Вице-президент Европейской комиссии и еврокомиссар по вопросам юстиции Вивиан Рединг повторила призыв Уинстона Черчилля, заявив, что 18 стран еврозоны нужно объединить в Соединенные Штаты Европы, об этом пишет влиятельная британская газета The Guardian.

— Как и Уинстон Черчилль, я считаю, что Великобритании не обязательно в этом участвовать, но она должна оставаться близким союзником федеративной еврозоны, иметь общий рынок, общую торговую политику и, надеюсь, общую повестку дня в области безопасности, — подчеркнула Рединг.

По мнению вице-президента Еврокомиссии, первым шагом в восстановлении европейской семьи должно стать партнерство между Францией и Германией. Только в этом случае можно вернуть Франции моральное лидерство в Европе. Рединг убеждена: Соединенные Штаты Европы помогут избежать напряженности в регионе за счет новых механизмов управления, которые стабилизируют валютную ситуацию:

— Конечная цель стран-членов Еврозоны – обеспечение стабильности евро. Хотя стабильный валютный союз, очевидно, важен и для стран, не входящих в Еврозону, их интерес может двигаться в другом направлении. Это создает сильное напряжение.

К слову, в министерстве иностранных дел Британии не поддержали идею еврокомиссара, считая, что Рединг не видит недостатков в Евросоюзе.

Доктор экономических наук, главный научный сотрудник института Европы РАН Юрий Борко отмечает: в 1951 году, когда было создано Европейское объединение угля и стали, шли разговоры, что экономическое объединение – это первая стадия, а на выходе должно получиться что-то вроде Соединенных Штатов Европы — политического объединения с единым президентом, правительством, армией и т.д.

— И чиновники Евросоюза периодически говорили об этой цели, двигались к ней. Почему сейчас вернулись к этой теме? Потому что в Еврозоне – большой раздрай. Судите сами, в отношениях Германии и Франции — двух локомотивов, тянущих экономику континента, наступило охлаждение. В Каталонии собираются проводить референдум за отделение от Испании. Референдум о независимости собираются проводить и в Шотландии, которой потом будет сложно вновь вступить в ЕС. Да и британский премьер-министр Кэмерон пообещал провести референдум относительно членства Лондона в ЕС. К тому же в ЕС не получается создать и мультикультурное общество, наоборот – повсюду наблюдается рост националистических настроений. Вот такая там ситуация, поэтому в Евросоюзе снова заговорили об идее создания Соединенных Штатов Европы.

Но вероятность этого весьма мала. Только представьте: Лондон, Париж, Стокгольм, Варшава, Мадрид отдают все свои полномочия в области внешней политики и безопасности наднациональным органам. Возможно ли это? Вряд ли. Те же Франция и Великобритания — постоянные члены Совбеза ООН, свой ядерный потенциал они так и не отдали и вряд ли от него откажутся.

Таким образом, очередной призыв Рединг к созданию Соединенных Штатов Европы – это доказательство того, что в Евросоюзе есть проблемы, и их немало. Это не значит, что ЕС развалится, просто реализовать идею создания единого политического сверхгосударства, такого как США, у них вряд ли получится. По крайней мере, в ближайшем будущем — точно.

Кандидат политических наук, доцент кафедры европейской интеграции МГИМО Александр Тэвдой-Бурмули считает, что Рединг своим заявлением может добиться только одного – «разбередить и без того ноющую рану» ЕС.

— Идея Соединенных Штатов Европы появилась еще до Черчиля — в начале 20 века, и она не сходит с повестки дня, хотя в реальности создавать такой политический союз никто не собирается. Почему эта идея появился в умах европеистов сегодня? Ну, потому что Евросоюз переживает известный кризис. С одной стороны, в начале 2000-х годов ЕС практически вышел на уровень политического союза и чуть ли не принял Конституцию, в которой были признаки этого политического союза и федерации. С другой стороны, расширение ЕС в 2004-2007 годах и события, связанные с валютным кризисом в зоне евро, посеяли известный евроскептицизм. Но в контексте кризиса Еврозоны также выяснилось, что преодоление этого кризиса и недопущение таких кризисов впредь требуют некоторого изменения дизайна ЕС. Например, создания таких вещей как Бюджетный кодекс ЕС, ужесточения финансовой дисциплины и превращения национального бюджетного процесса в каждой конкретной стране ЕС в часть европейского бюджетного процесса.

И тут возникает вопрос – а могут ли все страны Европейского союза в равной степени взять на себя все тяготы членства в ЕС? Кризис в Греции показал обратное. Поэтому логично, что в такой ситуации вновь оживают разного рода не то, чтобы экзотические, но радикальные интеграционные идеи, которые всегда находятся где-то на обочине.

Для того чтобы реализовать идею создания Соединенных штатов Европы, надо кардинальным образом изменить не только правила игры в Евросоюзе, но и переделать систему принятия решений, и без того с трудом сбалансированную. Но это может привести к таким неконтролируемым последствиям, что нынешний институциональный кризис, связанный с некоторой дисфункцией системы управления, и нынешние экономические проблемы в ЕС покажутся цветочками.

Отсюда и позиция Британии и других стран, настроенных скептически к ЕС: они хотят экономической консолидации, но не усиления политической интеграции. Поэтому идея Рединг интересна, хотя и симптоматична, но это – своеобразный легковесный зондаж, который не может привести к каким-то последствиям.

«СП»: — На ваш взгляд, Франция действительно потеряла моральное лидерство? Или Рединг тут лукавит?

— Во-первых, партнерство между Францией и Германией существует все-таки с момента создания Европейского объединения угля и стали, и именно на основании этого партнерства интеграция проходила более-менее безболезненно. После 1990-го года (3 октября 1990 года состоялось присоединение ГДР и Западного Берлина к ФРГ – прим. редакции), политический вес Германии возрос. Нельзя сказать, что Франция воспринимает это совсем спокойно, но и нельзя говорить о том, что отношения между этими странами обострились. Да, Германия усиливает свои позиции, но и Франция сохраняет себя в качестве одного из локомотивов европейской интеграции и моральное первенства оно не утратила. Если вообще можно говорить о каком-то моральном первенстве. Мне кажется, Рединг немножко сгущает краски: франко-германское партнерство существует до сих пор и даже развивается.

Руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников замечает, что заявление Рединг – это показатель того, что европейские чиновники находятся в постоянном поиске решения способа политической реформации Евросоюза. По мнению эксперта, за этим процессом России наблюдать не лишне, потому что ошибки европейцев могут оказать помощь России в ее стремлении выстроить Евразийский союз.

— Кризис 2008-2009 годов достаточно сильно потрепал все структуры Евросоюза. На фоне кризиса в Европе предлагались разные варианты решения финансовых проблем, но часто они упирались в радикализм, а скорость принятия решений – в действующую «конституцию» — Лиссабонский договор, и полномочия надгосударственных органов. Но кое-какие вопросы в рамках действующей структуры управления решить все же удалось. Например, все-таки создан европейский механизм финансовой стабильности, я имею в виду фонд, который практически уже наполнен и начинает работать, создание единого надзорного механизма за системно-значимыми банками. Может, получилось и несколько дольше, чем диктовала ситуация, но, тем не менее, европейцы шагнули вперед. Однако послекризисная ситуация и рецессия, из которой только-только Еврозона начинает выползать, уже несколько лет подряд приводят к тому, что инициативы о политической реформе ЕС постоянно отодвигаются. Но в этом году пройдут первые выборы в Европарламент после реформы избирательного законодательства, и это будет интересно, поскольку их итоги покажут, кто же в странах ЕС на самом деле политически лидирует.

И до Рединг высокопоставленные чиновники Евросоюза неоднократно высказывались об идее создания Соединенных Штатов Европы. Это – яркий показатель того, что дискуссии на предмет – как реформировать Евросоюз, не ослабевают. К тому же с учетом ситуации на Украине ЕС пытается реанимировать «Восточное партнерство», хоть как-то решить проблемы стран Восточной Европы, — то есть там такая каша заваривается, которая может дать весьма любопытные результаты. И России надо внимательно следить за этим, потому что у нас есть свой интеграционный проект – Евразийский союз, который хоть и начался с Таможенного союза, но на каком-то этапе может перейти в плоскость координации внешней политики. И опыт европейцев тут может помочь нам не наделать собственных ошибок.

ИСТОЧНИК: svpressa.ru

Подпишитесь на Telegram-канал "Евразийская Молдова": самые свежие новости, аналитика, обзоры и комментарии о развитии Евразийского экономического союза. Подписаться >>>