Новый президент Ирана Хасан Роухани меняет стиль общения с Западом

президент Ирана Хасан РоуханиВ понедельник новый президент Ирана Хасан Роухани, которого некоторые эксперты уже называют «анти-Ахмадинежадом», дал свою первую пресс-конференцию, в ходе которой продемонстрировал, что политика его предшественника будет корректироваться, сообщает [do action=»link-news-1″/] со ссылкой на СМИ.

Он не исключил диалога с США, правда, при соблюдении ряда условий, заявил о готовности к большей открытости по ядерной программе, а прошедшие в стране выборы назвал «началом новой эры для Ирана».

О том, что Роухани избран президентом Ирана по итогам состоявшихся 14 июня выборов, объявил в субботу глава МВД Ирана Мостафа Мохаммад-Наджар. По словам министра, в голосовании из более чем 50 миллионов избирателей приняли участие почти 37 миллионов человек, обеспечив явку в 72,7%. По результатам окончательных подсчетов Роухани набрал 18,613 миллиона голосов.

Опрошенные РИА Новости эксперты настроены не столь оптимистично как в том, что касается отношений Тегерана с Западом, так и реформ внутри страны.

УМЕРЕННОСТЬ ДЛЯ ИРАНА

Основными темами, которые затронул на пресс-конференции новоизбранный президент, были ситуация в Сирии, ядерная программа Ирана, внутренняя политика и отношения с Западом, в том числе с Вашингтоном.

Роухани назвал свою победу на выборах «новой эрой» для Ирана. Он отметил, что в своей внутренней политике «будет стремиться к умеренности и взвешенности, избегая экстремизма».

Кроме того, Роухани, не исключил прямого диалога с США, которые регулярно вводят против Тегерана все новые и новые экономические санкции. Однако, уточнил он, такие переговоры возможны только на основе выполнения американской стороной соответствующих условий, которые могут способствовать созданию взаимного доверия между странами.

«Надо понимать, что существуют определенные условия, при которых может состояться диалог (между Тегераном и Вашингтоном), в первую очередь — это невмешательство во внутренние дела Исламской республики Иран. Второе — это признание Соединенными Штатами права Тегерана на обладание мирным атомом. При соблюдении этих условий может быть создана благоприятная почва для возможного диалога», — сказал он.

ОБОГАЩАЛИ И БУДЕМ ОБОГАЩАТЬ

Ожидаемым стало заявление нового президента о том, что республика не откажется от обогащения урана, чего требует международное сообщество. Роухани подчеркнул, что считает международные санкции по ядерной программе несправедливыми и необоснованными. В то же время, по словам Роухани, Тегеран готов к большей открытости по этому вопросу. Он также выразил надежду, что все страны воспользуются возможностью установить более дружественные отношения с Ираном.

Более того, Тегеран намерен активизировать переговорный процесс с «шестеркой» по ядерной программе. «Что касается урегулирования иранской ядерной программы и переговоров с «шестеркой», то могу сказать, что переговорный процесс лишь претерпит изменения в лучшую сторону, а именно, станет более динамичным», — сказал Роухани.

По его словам, Тегеран позитивно смотрит на процесс разрешения ситуации вокруг иранской ядерной программы. «Мы уже предлагали неоднократно огромное количество способов урегулирования вопроса», — сказал Роухани.

«В частности, я и (бывший) президент Франции Жак Ширак еще в ходе переговоров в 2005 году достигли договоренности, в частности, по вопросу обогащения урана. Однако под давлением США договоренности исполнены не были. Я думаю, что именно договоренность, достигнутая с французской стороной, может стать одним из способов разрешения ситуации вокруг иранской ядерной программы в настоящее время», — добавил он, не уточнив, о какой договоренности между Тегераном и Парижем шла речь.

Последний раунд переговоров Ирана с «шестеркой» международных посредников (США, Китай, Россия, Великобритания, Франция и Германия) состоялся в апреле в Алме-Ате. Дата нового раунда не объявлялась. В начале июня Иран подтвердил готовность принять участие в полноформатной встрече «шестерки» международных посредников, как только она будет согласована.

США, ряд других стран Запада и Израиль подозревают Иран в разработке ядерного оружия под прикрытием программы мирного атома. Тегеран не отрицает, что обогащает уран до 20%, однако заявляет, что целью работ на предприятии «Форду» является исключительно увеличение количество топлива, чтобы иметь запас для Тегеранского медицинского реактора.

РУКИ ПРОЧЬ ОТ АСАДА

Говоря о ситуации в Сирии, избранный президент Ирана высказал мнение, что президент Сирии Башар Асад и его правительство должны оставаться у власти до проведения выборов в 2014 году.

«Кризис в Сирии должен быть разрешен голосами самих сирийцев. Мы озабочены возможной гражданской войной и иностранным вмешательством. Другие страны должны с уважением относиться к правительству (президента Башара Асада) до следующих (президентских в 2014 году) выборов, когда свое мнение выскажет сам народ Сирии», — заявил Роухани.

Он также высказался против внешнего вмешательства в сирийский конфликт, заявив, решать его должны сами сирийцы.

Оппозиция Сирии выдвигает уход Асада как условие для участия в мирных переговорах по будущему страны, на отставке сирийского президента настаивают и западные государства, в том числе США, Франция и Великобритания. Ранее сам Асад заявил, что пока не принял решения о выдвижении своей кандидатуры на выборах главы государства в 2014 году.

ЭКСПЕРТЫ НЕ ЖДУТ РЕЗКИХ ПЕРЕМЕН

Опрошенные РИА Новости эксперты в целом скептически отнеслись к обещаниям нового главы Ирана: по их мнению, новая внешнеполитическая стратегия Тегерана будет примерно такой же, как и при Махмуде Ахмадинежаде, а вот стиль внешнеполитического поведения будет более благообразным.

«Заявления об активизации переговоров по ядерной программе могут означать, что он, как бывший ядерный переговорщик, может способствовать тому, что иранцы смогут выдвигать свои инициативы, свои условия, но, мне кажется, что кардинальной смены курса в отношении ядерной программы Ирана не произойдет, поскольку для Ирана ядерная программа остается символом национальной гордости, и она не зависит от того, кто находится у власти — Ахмадинежад или Роухани», — сказал РИА Новости старший научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО Владимир Сотников.

По его словам, в конечном итоге все вопросы, связанные с курсом на развитие ядерной программы, решает Верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи.

«Поэтому под активизацией нужно понимать, что иранцы намерены продолжать участвовать в переговорах, выслушивать, что им предлагают западные участники, страны «шестерки» и решать, насколько они готовы принять это или не принять. На мой взгляд, коренных перемен ожидать со стороны Ирана не следует», — добавил он.

Информацию о возможных переменах в отношениях с Западом и внутри страны Сотников приписал легкой руке журналистов.

«Это громко сказано, поскольку реформы возможны сейчас, прежде всего, в основном в области экономики. Что касается политического курса, то он останется прежним, может быть, уйдет лишь воинственная риторика, свойственная Ахмадинежаду. Может, он попытается вести ограниченный диалог с руководством США, но коренных политических реформ, которых от него ожидают на Западе, не будет пока у власти остается верховный лидер», — заключил эксперт.

Главный научный сотрудник ИМЭМО РАН, руководитель Центра восточных исследований дипломатической академии МИД России Андрей Володин считает, что избранный президент Ирана Роухани сохранит преемственность внешнеполитического курса Ирана, в том числе, в сфере переговоров по иранской ядерной программе.

«Он (Роухани) не будет вступать в дискуссии с Западом по поводу целесообразности того или иного действия. Я не думаю, что политика Ирана очень сильно изменится. Внешнеполитическая стратегия Ирана будет примерно такой же, а вот стиль внешнеполитического поведения будет более благообразным», — сказал он РИА Новости.

Подпишитесь на Telegram-канал "Евразийская Молдова": самые свежие новости, аналитика, обзоры и комментарии о развитии Евразийского экономического союза. Подписаться >>>