Что-то там на рынках? /Михаил Хазин/
Вчера на мировых рынках была небольшая паника. К концу дня ее удалось локализовать, но сам по себе вопрос остался. Дело в том, что в условиях резкого падения финансовых активов люди обычно куда-то, что называется, «перекладываются». Но сегодня это сделать крайне сложно — ликвидных и достаточно интересных с точки зрения получения прибыли активов практически нет. Это значит, что обвал может быть очень сильным и будет при этом сопровождаться резким ростом курса доллара — что может привести к разного рода негативным последствиям для экономики США.
Собственно говоря, неприятности уже начинаются. Практически все бизнесмены и политики считали, что по мере завершения сезона отпусков и наступления очередного делового цикла ситуация в мировой экономике будет улучшаться. Более того, политики постоянно на это напирали в рамках своих публичных выступлений. Однако действительность это мнение опровергла — статистика выходит неутешительная. А если учесть реальную инфляцию, которая повсеместно занижается, то показатели получаются совсем мрачные. А. скажем. управление трудовой статистики министерства труда США завралось настолько, что это уже вызывает усмешки даже в американской прессе.
В общем, выглядит это достаточно мрачненько, но хорошего выхода не видно. Дело в том, что в конце любой цепочки продаж лежит конечный спрос, а он падает. Это значит, что объективных оснований для роста активов нет и не предвидится. Теоретически, можно попытаться улучшить дела в одном месте мировой экономики (отраслевом или географическом) за счет других, но с точки зрения доллара это смысла не имеет — в мире нет не долларовых экономик, вся планета — это одна система разделения труда. А потому — единственная возможность, это вбросить в систему дополнительное количество долларов.
То есть — начать новую волну эмиссии. Собственно, эксперты последние недели уже начали говорить об этом, что, на фоне еще недавних разговоров о полном прекращении эмиссионных программ и даже ужесточении кредитно-денежной политики уже выглядит крайне пессимистично. Но главное в другом. Все механизмы эмиссии в США устроены так, что перераспределяют эмиссионные ресурсы финансовая система, которая, естественно, забирает себе львиную часть образующихся при этом денег. Поскольку эмиссия — это не создание новой прибыли, а лишь перераспределение имеющейся, получаем ситуацию, при которой реальный сектор, который и так находится на грани рентабельности, будет, в значительной части, выкинут за эту грань.
При этом, в отличие от первых лет после осени 2008 года, когда кредитный мультипликатор был еще высок, сегодня он около 4 (то есть на минимуме для нормальной, без «кризиса неплатежей» экономики), что означает, что новая эмиссия неминуемо вызовет рост инфляции. А рост инфляции — это падение реального частного спроса, то есть дополнительное ухудшение экономической ситуации. То есть — поддержание финансовых рынков (фондового, в первую очередь), неминуемо вызовет новый виток падения ВВП и экономики.
Разумеется, статистики отоврутся. Но дело в том, что сами производители-то отлично видят баланс доходов и издержек, и когда первые сокращаются, а вторые растут — то им на ухищрения официальной статистики наплевать. Так что и безработица вырастет, и зарплаты упадут да и многие другие негативные процессы себя проявят.
При этом проблема активов никуда не денется. Получать прибыть становится все сложнее, а убыточные активы мало кому нужны. Именно по этой причине идет постоянный рост доллара относительно других валют: у него хоть ликвидность высокая. Но рост национальной валюты на фоне депрессии еще никому не помогал, скорее, наоборот.
Свой негативный вклад в проблемы экономики США внесло и падение мировых цен на нефть. Дело в том, что в последние году в США очень много вкладывались в различные около энергетические проекты, а снижение цен резко понизило их рентабельность. Что тоже не очень хорошо, поскольку общая рентабельность экономики пока не выросла (издержки-то все равно нужно покрывать!), а вот возможности по привлечению новых инвестиций ослабли … Единственное, что может помочь экономике США — это рост цен на нефть, при условии, что этот рост будет только за пределами США. Но, как я уже писал в одной из предыдущих статей, это требует принципиального изменения модели ценообразования на рынке нефти, что сделать можно, но — не быстро. И, судя по всему, времени у США уже нет.
Эксперты считают, что ситуация прояснится в течение нескольких недель. Может случиться так, что «дыру» закроют -у фондового «пузыря» еще есть потенциал для роста. Но может случиться и так, что обвал начнется раньше времени (то есть, конца 2015 года), до того, как этот потенциал будет исчерпан полностью. В любом случае, ситуация представляется не просто напряженной, она6 в некотором смысле, безнадежная, поскольку совершенно непонятно, за счет какого ресурса можно выходить из кризиса. Да, одни страны могут несколько улучшить свою ситуацию за счет других — но уже практически никто не может избежать довольно серьезного спада. Ну, быть может, за исключением нас, но мы для этого должны настолько изменить систему управления государством и кадровый состав управленцев, что как-то уже даже не верится …
Так что остается готовиться …
Михаил Хазин
ИСТОЧНИК: odnako.org