Эффект Евроиждивения /АНАЛИТИКА/
Последнее время создается ощущение, что страны южной и восточной Европы поразил какой-то вирус лени. Буквально эпидемия косит европейские ряды.
Греция — обленилась, села на социальные пособия и влезла в долги. Сейчас пытается то ли вылезти, то ли просто простить свои долги кредиторам и отпустить их от себя несолоно хлебавши.
Испания — в долгах, но пока держится, хотя безработица ненамного меньше греческой и на социальных пособиях народ тоже сидит хорошо.
Португалия — где-то на уровне Испании.
Италия — и та не особенно блещет трудолюбием, занятостью и экономическими показателями. От Германии явно отстает. Хотя, казалось бы, — Рим! Великий Рим! А туда же…
С Восточной Европой совсем беда.
Болгария от Греции отличается тем, что не такая гордая и решает свои проблемы методом миграции своих граждан по всему Евросоюзу. А если бы болгары не разъезжались по всему ЕС, а сидели на пособиях в своей стране, то греческие рекорды наверное уже давно были бы побиты.
Румыния — тоже так и этак перебивается. Самые трудолюбивые плитку кладут. А в целом — не лучше Португалии дела обстоят. Или лучше? Насколько я слышал, не очень.
Балтика в составе трех гордых горошин не так, чтобы бедствует, но и не очень-то блещет. Не Германия — это точно. Можно было бы сравнить с Испанией и той же Португалией, если бы не размер. Размер корректно сравнивать не позволяет. А так, и безработица, и долги есть.
Ну и два гвоздя программы — топчутся на пороге Союза, ожидая возможности занять место Австрии или Греции, если они в итоге выйдут из ЕС.
Один гвоздь — это Молдавия. Если ее присоединить к Евросоюзу, то Греция переместится с последнего места на уверенное предпоследнее. На этом польза от Молдавии для ЕС завершится.
Второй гвоздь — это Украина. Если в ЕС примут Молдавию, то помочь ей подняться с последнего на предпоследнее место может только Украина.
Старая советская промышленность как в Молдавии, так и в Украине находится в состоянии полураспада. Сельское хозяйство тоже далеко не передовое. Безработица. И те же самые долги.
Причем недавно еще долги Украины составляли меньше половины ВВП, но после решительной перемоги майдана долги начали быстро расти, а экономика наоборот начала быстро падать, в результате чего 100% уже либо достигнуто, либо вот-вот будет (смотря как считать).
Так что же происходит со странами юга и востока Европы?
Почему одни скачут и хотят чтобы пришел добрый дядя и решил за них все проблемы, другие много лет сидели на кредитах и в итоге решили банально отказаться от них в надежде, что после этого жизнь наладится, третьи продолжают сидеть по принципу «будут бить — будем плакать», а четвертые просто расползаются по Евросоюзу и… многие садятся на те же самые пособия, только не в своей стране, а в Германии, Франции, Англии, Швеции…
Почему так?
Может быть у них всегда было так?
Нет, не всегда.
Про Молдавию говорить не буду, а Украина еще 30 лет назад была самой развитой республикой в Союзе после РСФСР. Промышленность, сельское хозяйство, киностудии, институты. Образование, медицина. И не было практически никакой безработицы. Только не надо напоминать мне про статью УК о тунеядстве. Про статью я помню. Важен факт — не было на Украине проблем с занятостью. Как это обеспечивалось — одельный вопрос. Важно, то обеспечивалось.
А главное — если бы люди были патологически ленивы, то не построили бы на Украине той индустрии, которая там была. Оставалась бы степь как где-нибудь в Средней Азии, малонаселенная степь с редкими колхозами.
И уж точно ленивая страна не смогла бы стать самой развитой республикой Союза после СССР.
Может быть дело в СССР?
Но Болгария не входила в состав Союза. Правда входила в советский блок. Но вот, что интересно — советская Болгария тоже была более развитой, чем современная. Большинство предприятий, курортов, санаториев построено в советское время. А сельское хозяйство? Половина Союза покупала болгарские консервы. Не польские, а болгарские.
А еще половина Союза ездила на автобусах Икарус. Помните такой? Правда это не Болгария, а Венгрия, но история этого предприятия тоже очень характерна. Знаете, что стало с Икарусом сейчас? Огромный завод сжался до размеров маленькой компании, работающей по индивидуальным заказам, чуть ли не тюнинг делают.
Понятно, что Икарус советского периода не мог на равных конкурировать с Мерседесами. Но почему не обновили производства? Почему не заняли нишу недорогих автобусов? Почему не продолжили поставки качественных и недорогих автобусов новых моделей в Россию?
Это Венгрия! Не Молдавия, не Румыния, а Венгрия!
Венгрия — это же почти Австрия!
Может быть все проблемы из-за советского прошлого?
Не смогли перестроиться? Слишком отстали от запада?
Но как тогда быть с Грецией?
Греция еще 30 лет назад совсем не была отстающей. Торговый флот, судостроительные верфи, масса частных производства.
Греция 30-летней давности жила не только туризмом. Представление о греках как о собирателях оливок и приемников туристов — очень узкое.
И судостроение, которое в последние десятилетия переместилось в Южную Корею — тоже далеко не все, что было у Греции.
Шубы из Греции помните?
Знаете, почему в Греции шили шубы на всю Европу, а после распада СССР и на всю Россию?
Казалось бы, теплая Греция — откуда там такое массовое производство шуб? С какой стати? Почему? Как оно там оказалось?
Дело в том, что в Греции с древнейших времен очень развиты ремесла. И все, что требует кропотливой ручной работы, в Греции всегда хорошо приживалось и развивалось. Тепло, хорошо, сидишь спокойно и лепишь горшки. Или… шьешь шубы. Пошив шуб — это до сих пор ручная работа. Уровень механизации в этом производстве очень низкий. Поэтому и Греция.
Это вам к вопросу о ленивых греках.
Ленивые греки — это миф.
Греки сто очков форы многим из вас дадут по способности сидеть с утра до вечера и лепить керамику, шить шубы или делать руками что-нибудь еще.
Руки у греков откуда надо растут.
Испанцы, кстати, тоже мастеровитые камрады. Насчет пошива шуб не уверен, не слыхал, но строительство, архитектура, керамика, испанские стройматериалы, текстиль — это в Испании на очень серьезном уровне. И поверьте, это делать тоже надо уметь.
Про виноделие я даже не говорю. Если кто-то думает, что виноград сам прыгает в бочки и потом самостоятельно бутилируется — это не совсем так.
А Италия? Италия — это и машиностроение, и текстиль и туризм и многое другое. Феррари — это Италия, Фиат — Италия, Ламборгини — Италия. Мебель, бытовая техника, масса всего. Кто-нибудь может сказать, что итальянцы ленивы?
Так почему же такое количество стран от Балтики, Украины и Молдавии до Греции, Испании и Италии оказались в большем или меньшем кризисе?
У каждой из стран есть свои особенности ситуации, свои причины, но не многовато ли совпадений для современной Европы?
А может быть проблема… в Евросоюзе?
Что такое Евросоюз?
Евросоюз — это единая финансово-кредитная политика, единая система стандартов.
Фактически, Евросоюз — это одна большая упряжка для самых разных стран. А главные в этой упряжке задают Германия и Франция.
Германия и Франция фактически задают ритм, ставят планку экономических показателей, определяют уровень, на котором надо работать.
Но могут ли все страны работать на одном уровне с Германией и Францией — лидерами ЕС?
Конечно, нет.
Да в любой более менее крупной команде обязательно будут наиболее сильные участники и отстающие от них. Обязательно возникнет пара-тройка лидеров, а другие будут хоть немного, но отставать.
Посмотрите на любой чемпионат. Какие бы сильные спортсмены ни собирались, за золото обычно сражается несколько человек, а другие отстают от них на голову. Хотя они тоже сильные спортсмены, они всю жизнь тренировались и никто без подготовки не сможет с ними состязаться, но в команде сильнейших многие становятся отстающими и только двое-трое выступают на ровне, как говорится «ноздря в ноздрю».
Это и произошло с Евросоюзом.
Но что же было делать с теми, кто начал немного отставать?
Думаете Германия и Франция хотели кого-то тянуть за собой?
Конечно, нет.
Евросоюз принципиально отличается от Советского Союза и Соединенных Штатов тем, что не является единым государством. У него нет единого бюджета. Это РСФСР тянула за сабой остальные республики Союза. Это Вашингтон помогает тем или иным штатам с решением их проблем, подравнивает ситуацию чтобы государство не треснуло из-за дисбаланса. В Евросоюзе тянуть других не хочет никто.
Принцип Евросоюза — союз союзом, а бюджеты врозь.
Но! Общие правила и общие стандарты требовали от участников бежать вровень, в одной упряжке. А бежать с одной скоростью все не могли. А тянуть Германия и Франция не хотели.
Как быть?
Кредиты!
Вместо того, чтобы просто тянуть за собой отстающих, как того требовали единые стандарты и общая евровалюта, Германия и Франция через систему частных банков и ЕЦБ кредитовали другие страны.
То есть тянули, но не просто так, не даром, а в долг. По принципу «мы вас подтянем к своему уровню, но вы будете должны».
А поскольку многие страны по многим причинам просто не могли развиваться со скоростью Германии и Франции, не могли даже бежать вровень, не то что догонять — страны последовательно влезали в долги.
Развиваться со скоростью Германии и Франции многие не могли в принципе. И не потому, что ленивы, а потому, что разный климат и разная структура экономики, сложившаяся исторически, не могла догонять немецкую индустрию, да еще и при немецком размере и финансовых возможностях.
Ну не может страна с большой долей туризма и аграрного сектора, как Испания и Греция, соперничать по всем показателям с индустриальной Германией. Для этого надо просто забросить туризм и виноделие, что для греков и испанцев неприемлемо. И ручной труд греков тоже не мог сравниться по эффективности и рентабельности с немецкой индустриализацией.
А многие промышленные предприятия в Греции, Испании и ряде других стран, будучи конкурентами для немецких и французских, начали испытывать давление со стороны лидеров ЕС. Немцы и французы либо скупали предприятия в других странах, либо выдавливали их с рынка в ходе конкурентной борьбы, не забывая при этом устанавливать свои стандарты.
По этой причине Греция лишилась судостроения.
По этой же причине венгерский Икарус не обновился, а сжался до маленького сервисного предприятия.
А по мере разрушения промышленности странам было все труднее следовать за Германией и Францией. Приходилось брать новые кредиты. А обслуживать старые становилось все трудней и трудней.
Да, многие сели на пособия.
Но почему они сели на пособия? Потому что их сократили, потому что стало труднее найти хорошую работу, потому что один сел на пособие — другой последовал его примеру.
По большому счету, Германия и Франция загнали половину стран ЕС в кредитное рабство, в долговую яму, посадили на пособия, на кредитную иглу. Уничтожили конкурентов вокруг себя, а оставшихся без работы европейцев сделали иждивенцами.
Многие европейцы и не возражали особенно — это правда. Многих устраивало, что они могут не работать, в деньги по-прежнему получать. Особенно в теплых странах, таких как Греция и Испания таким образом можно было жить.
Но! Кто все это придумал? Рядовые европейцы?
Сами европейцы, если бы их рабочие места не заменялись бы пособиями, продолжали бы работать. Если не все, то многие. Не они придумали сокращать предприятия и заменять работу пособиями.
Точно так же украинцы, хотя они и не вступили в ЕС, но они прошли по той же дороге. Их промышленность тоже разрушили евроинтеграторы, как в собственном правительстве, так и в Брюсселе и Вашингтоне, где давали «ценные советы» по подготовке страны к ЕС.
И разрушали свою промышленность украинцы не один год. Это началось задолго до майдана. И задолго до Януковича. Это началось еще при Кучме, продолжилось при Ющенко, а Янукович только притормозил данный процесс.
Украина и Молдавия, не попав в ЕС вместе с Польшей и Болгарией, просто прошли параллельным курсом. Заочно. Разрушили свою промышленность в угоду Германии и Франции, даже не вступая в ЕС, а только готовясь к этому. И тоже набрали долгов.
Все страны восточной и южной Европы прошли примерно одним путем, просто глубина разрушений и долговой ямы оказалась разной.
А путь у всех оказался один.
Это путь разрушения собственной промышленности и сельского хозяйства, собственной экономики под руководством Евросоюза (Брюсселя), в угоду Германии и Франции. Путь разрушения экономики и вступления в кредитное рабство, путь сползания в долговую яму.
Причина этого — евровалюта и евростандарты.
Разная валюта для того и нужна чтобы страны с разной структурой экономики могли балансировать свою доходность, свой импорт и экспорт, свой уровень жизни в конце концов друг относительно друга.
Для стран с разным климатом и структурой экономики это естественно. Теплые и аграрные страны могут и даже должны иметь более слабую валюту, чем холодные и индустриальные.
Евросоюз всех уровнял.
Единая валюта и единый стандарт — это как жесткая сцепка автомобилей, в которой все вынуждены ехать ровно-ровно, при этом если у кого-то мощность ниже, то другие должны тянуть. А тянуть бесплатно никто никого в Евросоюзе не хотел. Тянули «в долг».
Так и получилось.
Потеряли значительную часть промышленности, сельского хозяйства и влезли в долги.
А Украина и Молдавия отличились от других тем, что сделали это, даже не попав в Евросоюз. Сами себя связали и задушили. Даже не получив ничего взамен.
ИСТОЧНИК: cont.ws