ИГИЛ взорвет Турцию /АНАЛИТИКА/
За два дня маршей протеста против ИГИЛ и политики Турции в его отношении, на востоке Турции погибло 22 человека, ранено больше 360, и задержано более 368 человек. Сожжены администрации, банки, офисы правящей партии, турецкие школы и магазины, где-то введен комендантский час, некоторые улицы патрулирую танки, жандармерия и спецотряды.
Турция оказалась отброшенной в начало 90-ых годов, когда противостояние между курдами и турками было в стадии партизанской войны. Год назад (тогда ещё премьер-министр Турции) Эрдоган, казалось бы, нашёл общий язык с курдским востоком — де-факто признав их самостоятельность, в обмен на поддержку на выборах. Правда, этим он тут же вызвал волну критики со стороны светских турков. Но сейчас, из-за осады ИГИЛ сирийского города, доверие оказалось разрушенным.
В чём причина? И при чём тут вообще Турция?
Давайте начнём с самого сначала — и вспомним что такое ИГИЛ. Полтора года назад о этой радикальной группировке никто в мире и не слышал. Но питаемая Штатами при, как минимум, бездействии и попустительстве Турции ИГИЛ не выдержал давления со стороны армии Ассада, сбежал в Ирак и… быстрым броском захватил аэродромы, военные склады, заводы, целые города и области.
Начался массовый террор среди шииитов, алеви, изидов и христиан, десятки тысяч погибли мучительной смертью. Чтобы выжить, людям пришлось массово бежать в курдские районы страны или Турцию — где они получили защиту.
Сейчас ИГИЛ ещё более усилился и старается пробиться к турецкой границе. Даже Джо Байден заявил — дескать, у турецкого правительства «хорошие отношения с ИГИЛ», хотя потом и извинился за жесткость формулировок. Да и Эрдгоан никогда не выступал против ИГИЛ, ни разу не осудил их как террористическую группировку — что, увы, говорит о определенной политике в их отношении.
Все мы помним грузы с оружием, которые шли из Турции в помощь мятежникам — и которые нельзя было досматривать. Курды хорошо организованы и умеют сражаться, но у них нет тяжёлого вооружения, а у ИГИЛ — танки и артилерия. Не нужно забывать что к ИГИЛ присоединились многие мятежники из сирийской и иракской армии, на их стороне воюют европейские наёмники — включая якобы мятежных чеченцев.
Америка, породившая и питавшая ИГИЛ, сейчас использует его активность как предлог для вмешательства в дела Ирака и Сирии. Это странно, но мир уже ничему не удивляется — ведь Америка всегда находит поводы для вторжений. И чаще всего — заведомо ложные, как ОМП в Ираке, химическое оружие в Сирии или защиту демонстрантов с Ливии. Не важно, что потом они ничего не находят, а от некогда стабильных стран остаётся пепелище и сотни тысяч убитых. Политика всегда требует жертв.
У Турции, как союзника Америки, есть и своя игра, и цели. Например, вернуть влияние на Ближнем Востоке. Когда-то она делала это через бизнес и добрососедство, но… сев в одну лодку с США, Турция пошла на риск. Возвращение должно было состоятся в Сирии, но… всё «пошло не так». Ассад остался как напоминание провала, экономика отягощена сирийскими беженцами и их дешёвой рабочей силой.
Это напрягает местное население — и без того, стонущего от высоких налогов, высоких цен и безработицы. Турки предпочли бы не вмешиваться, а укрепиться экономически, но… на нимх давят извне. Суть конфликта в следующем — курдам было предложено воевать против Ассада в обмен на безопасность. Курды заявили, что они Ассада не любят, но он все же оставил в покое и даже помогал оружием, не нападал на них. А вот исламисты нападали — и многих убивали. Так что не пришлось долго ждать обострения ситуации между террористами и курдами.
Атакуемый город расположен так, что ему нельзя передать тяжёлое вооружение и поддержку без захода на турецкую территорию. Турецкие же, сирийские, иракские, иранские курды — один большой народ, разделённый множеством границ. Безусловно, существование практически независимого курдского государства в Ираке, автономной области в Сирии не радует Анкару. Турция справедливо опасается роста сепаратистских настроений внутри Турции, а потому не прочь (не пачкая своих рук) руками террористов поставить курдов а место.
Вот только турецкие курды — это большая сила на востоке Турции, которая не простит, если город и его население погибнет. Пусть и нападает ИГИЛ, но именно в руках Турции находится ключ от его жизни и смерти.
Бездействие Турции означает смерть города и начало массовых волнений — вплоть до самых мрачных сценариев.
Нам же остаётся только молиться за Ближний восток, Сирию, Иран, Турцию, Ирак и курдов и надеяться на то, что голос разума окажется сильнее грёз о величии. А еще — надеяться, что у Турции, наконец, появится своя внешнияя политика, независимая от США.
ИСТОЧНИК: interpolit.ru