Как продвигать проект Таможенного союза на Украине? — Иннокентий Адясов

2 июля в Ялте состоится заседание украинско-российской межгоскомиссии под председательством президентов Украины и России Виктора Януковича и Владимира Путина. В ходе недавнего визита в Киев российского премьера Дмитрия Медведева его украинский коллега Николай Азаров предложил обсудить в ходе заседания межгосударственной российско-украинской комиссии под председательствованием президентов двух стран вопросы устранения торговых барьеров между Украиной и Россией, а также тему взаимодействия Украины с Таможенным союзом.

Как известно, Киев настаивает на некой формуле «секторального сотрудничества» в тех областях, которые могут дать быстрый положительный эффект для экономики Украины, при этом отказываясь присоединяться к структурам интеграционного объединения и вводить нормы Таможенного кодекса ТС.

Казалось бы, выгода от присоединения к ТС для Украины очевидна, причем эту выгоду признают и украинские экономисты. В Институте народно-хозяйственного прогнозирования Российской Академии Наук (РАН) и Институте экономики и прогнозирования НАН Украины подсчитали, что присоединение Украины к Таможенному союзу России, Белоруссии и Казахстана позволит за три года нарастить объем экспорта украинских товаров в РФ на $4,6 млрд — $8,8 млрд.

В первую очередь? Украина выиграет от снижения цен на российские углеводороды: газ и нефть. Отмена Россией пошлин на экспорт нефти и нефтепродуктов улучшит сальдо торгового баланса Украины до $4 млрд — $4,5 млрд (в 2011 году дефицит торгового баланса Украины в торговле с Россией составил порядка $10, 388 млрд).

Согласно исследованию российских и украинских ученых, снижение цен на российский газ для Украины до уровня цен для Белоруссии ($165 за тысячу кубометров в 2012 году, при том, что сейчас Украина платит за тысячу кубометров российского голубого топлива $425) обеспечит положительный прирост торгового сальдо Украины от $7 млрд до $8,6 млрд.

Эффект от отмены защитных мер во взаимной торговле и от снятия технических барьеров даст Киеву еще несколько миллиардов долларов прироста экспорта в Россию.

Справедливости ради надо отметить, что начавшееся падение мировых цен на нефть и газ несколько снижают конечную цифру экономического эффекта от присоединения Киева к ТС, но она все равно остается крайне значительной для экономики Украины (для сравнения — вся доходная часть бюджета страны составляет чуть больше $42 млрд).

Противники ТС на Украине считают, что основным недостатком членства в Таможенном союзе является отсутствие стимулов для модернизации украинской экономики, поскольку Таможенный кодекс интеграционного объединения не предусматривает серьезных льгот на импорт высокотехнологичного оборудования.

Также широко используется аргумент, что низкие цены на российские энергоносители навсегда законсервируют технологическое отставание украинской экономики, поскольку собственники тех же металлургических комбинатов смогут при низких ценах на российский газ не вкладывать деньги в энергосберегающие технологии производства (на Украине до сих пор почти половина стали производится мартеновским способом, тогда как в России чуть больше 10%, ЕС же отказался от мартенов уже больше десяти лет назад).

Раньше среди противников ТС на Украине был весьма популярен тезис, что рынок Таможенного союза в разы меньше рынка ЕС и украинским производителям всеми силами нужно двигаться в западном направлении.

Последний год совершенно четко показал, что украинские товары не ждут на европейских рынках (так и не было подписано соглашение об ассоциации между Киевом и Брюсселем, хотя оно и содержало огромное количество изъятий и ограничений на доступ украинской продукции на европейские рынки). Тем не менее, Брюссель в лице еврокомиссара Штефана Фюле заявил, что все же надеется на выполнение Украиной всех пунктов не подписанного соглашения об ассоциации. То есть, Брюссель требует снятия в одностороннем порядке практически всех ограничений на доступ европейских товаров на внутренний рынок Украины. Как следствие, на Украине постоянно снижается число сторонников присоединения к ЕС.

Нахождение в «серой зоне» между ЕС и ТС-ЕЭП ЕврАзЭС крайне негативно сказывается на увеличении дефицита текущего счета платежного баланса Украины. Согласно оценкам МВФ, этот дефицит увеличится с 5,5% ВВП в 2011 году до 6,4% ВВП в 2012. Говоря проще-украинские товары не находят рынок сбыта, что, в свою очередь, приводит к сокращению притока валюты в страну. ЗВР Украины сокращаются постоянно: если в августе 2011 года они составляли $38,2 млрд, то на 1 июня 2012 они оценивались уже в сумму менее $30,758 млрд. МВФ прогнозирует, что золотовалютные резервы Национального банка Украины к концу 2012 года составят $24,4 млрд. Снижение ЗВР неизбежно приведет к серьезной девальвации украинской гривни.

Нельзя сказать, что украинские граждане, возможно и не знающие всех тонкостей торговой политики, не понимают преимущества экономического союза с Россией, Белоруссией и Казахстаном. По словам бывшего главы Администрации Президента Украины Виктора Медведчука (его часто называли «серым кардиналом» при Викторе Кучме), «ЕЭП поддерживает большинство граждан Украины. «Социологические исследования мы проводили с 2002 года, когда я стал главой Администрации президента… 55% предпочитают Таможенный союз и ЕЭП! Эта тенденция остается неизменной уже 10 лет», заявил он, в частности. Социологические исследования показывают, что за экономический союз с Россией (без конкретизации его форм) устойчиво выступает от 65% до 70% граждан Украины, причем их достаточно много и в центре страны. Виктор Медведчук явно хочет предложить Украине новый политический проект, основной идей которого будет максимально быстрое присоединение (наступающий кризис просто не оставляет времени на раздумья) к ТС-ЕЭП.

Как вообще можно сделать идею подключения Украины к ТС популярной и востребованной в украинском обществе?

На уровне национального сознания на Украине существует мощный запрос на интеграционный проект, который бы позволил бы восстановить самоуважение для украинских граждан. В то же время большинство украинских граждан весьма ревностно относятся к идее независимости. Идею вхождения Украины в Россию в качестве некого «Юго-западного края», которую озвучивали отдельные российские политики, с этой точки зрения иначе как провокационной назвать нельзя. Украинцы в идеале должны почувствовать себя соавторами данного интеграционного проекта и понимать, какие реальные преимущества дает им членство в нем.

При продвижении проекта Таможенного союза надо учитывать крайне важный момент — украинские экономические элиты боятся потери своих позиций внутри ТС из-за доминирования России. А именно эти экономические элиты в кончено счете и определяют политику современной Украины.

Образно говоря, украинские олигархи, которые в большинстве своем поддерживают Партию регионов (основные активы крупнейших ФПГ Украины расположены на Востоке и Юге страны), должны быть уверены, что их интересы никак не будут ущемляться внутри интеграционного объединения, а наоборот они смогут получить устойчивый выход на крайне перспективные для них рынки стран Азиатско-тихоокеанского региона (так украинские металлургические компании не могут серьезно нарастить свой экспорт в Китай и Индию из-за крайне высоких транспортных издержек).

Большую поддержку идее вступления Украины в ТС может оказать позиция областных советов пограничных с Россией регионов Украины. Снятие таможенных барьеров и облегчение доступа украинской продукции на огромный российский рынок практически сразу дадут дополнительные доходы пограничным регионам Украины. Как пример, те же сыроделы из Сум смогут свободно поставлять свою продукцию на российский рынок, не опасаясь санкций Роспотребнадзора (для справки: на Россию приходится почти 85% экспорта украинского сыра).

Не будет большим преувеличением сказать, что и политическое будущее Виктора Януковича чуть ли не в решающей степени будет зависеть от его позиции по отношению к Таможенному союзу — ЕЭП. Только под гарантии реального присоединения Украины к этим интеграционным проектам ЕврАзЭС Янукович сможет мобилизовать свой традиционный электорат на Востоке и Юге страны, который уже успел серьезно разочароваться в политике нынешнего президента Украины.

Безусловно, Таможенный союз и ЕЭП — это проекты наднациональные. В то же время Россия играет в этих проектах основную роль. Тем удивительней, что в России до сих пор не принята программа продвижения данных интеграционных проектов на постсоветском пространстве и не определен координатор этих усилий. Как результат — сторонники ТС-ЕЭП у наших соседей по Содружеству (прежде всего на Украине) вынуждены продвигать эти проекты своими, крайне небольшими силами. Такой подход ставит вопрос перед местными властными элитами в реальной заинтересованности Москвы в расширении ТС и ЕЭП ЕврАзЭс.

 

Иннокентий Адясов

http://www.regnum.ru/news/fd-abroad/1549240.html

Подпишитесь на Telegram-канал "Евразийская Молдова": самые свежие новости, аналитика, обзоры и комментарии о развитии Евразийского экономического союза. Подписаться >>>