Молдова2Мы привыкли к тому, что евразийские силы на Украине и в Молдавии разобщены или занимаются решением «вечного» вопроса — кто из них главнее. Однако последние события на левом фланге молдавской политики дарят скромную надежду, что хотя бы тут конфликт между идейно близкими силами будет преодолён.

Сенсация от лидера молдавских коммунистов

Лидер Партии коммунистов Республики Молдова Владимир Воронин, выступая на юбилейном собрании в честь 20-летия ПКРМ, обратился к представителям «всех здоровых сил страны» с призывом объединиться в единый всенародный фронт для низвержения нынешней правящей прозападной коалиции и противодействия парафированию на Вильнюсском саммите «Восточного партнёрства» соглашения о вступлении Молдавии в Зону свободной торговли с ЕС.

По словам Воронина, возглавляющего крупнейшую оппозиционную партию, выступающую за евразийский путь развития Молдавии, Партия коммунистов способна реализовать свои планы только «при взаимодействии с народом и силами, разделяющими схожие цели».

«Все иные политические силы, хотя бы частично разделяющие эти цели и способы их достижения, будут рассматриваться нами в качестве наших союзников. Вне зависимости от имён, от персоналий, от названий партий, прошлых взаимных обвинений и недоразумений», — заявил Воронин. По его словам, левые силы способны победить только вместе, объединившись в один общий фронт. Экс-президент Молдавии попросил рассматривать своё заявление в качестве открытого приглашения войти в такой всенародный фронт, «без условий и нудных дискуссий о будущих политических дивидендах».

Это заявление лидера ПКРМ моментально стало политической сенсацией. В прежние годы ПКРМ являлась доминантной силой на левом фланге и относилась к другим политическим силам левого толка с плохо скрываемым пренебрежением. По этой же причине ещё на стадии формирования рушились все предвыборные блоки, создаваемые коммунистами с другими политическими силами.

Значительную часть политических сил, к которым обращается ПКРМ, возглавляют люди, прежде занимавшие высокие посты в Партии коммунистов, но в разное время покинувшие эту партию. В первую очередь это относится к Партии социалистов, во главе которой стоит бывший министр экономики Молдавии и экс-кандидат в мэры Кишинёва от ПКРМ Игорь Додон, а также к партии «Возрождение» во главе с Вадимом Мишиным. Этих людей в ПКРМ раньше называли не иначе как «предателями». Отметим, что благодаря голосам фракции Додона президентом Молдавии был избран прорумынский националист Николай Тимофти, а благодаря голосам группы Мишина была создана новая парламентская «коалиция проевропейской политики».

Однако, по всей видимости, под влиянием последних организованных ПКРМ уличных акций, число участников которых оставляло желать лучшего, в руководстве Партии коммунистов возобладала точка зрения, что партия не сможет в одиночку противостоять правящему альянсу, обладающему солидной поддержкой Запада.

Социалисты принимают предложение, остальные воротят нос

Призыв ПКРМ к объединению усилий уже был положительно воспринят Партией социалистов, которая уже давно по всем важнейшим законопроектам голосует вместе с ПКРМ. При этом другой депутат-социалист Ион Чебан уточнил: «Мы позитивно откликнулись на призыв ПКРМ. Это не значит, что мы будем проводить совместные акции. Но цель у нас одна — эта власть должна уйти».

Внутри социалистов воспротивилась только группа раскольников, возглавляемая супружеской парой — исполнительным секретарём Партии социалистов Валентином Крыловым и депутатом парламента Вероникой Абрамчук. По словам Додона, именно Крылов и Абрамчук более других настаивали на голосовании депутатами-социалистами за избрание Тимофти. Затем Абрамчук вместе с группой Мишина проголосовала за воссоздание прозападной правящей коалиции.

Вслед за социалистами своё намерение сотрудничать с ПКРМ выразил другой сопредседатель партии «Возрождение», экс-премьер молдавского правительства при Воронине Василий Тарлев. Однако позднее Вадим Мишин дезавуировал слова Тарлева: якобы «Возрождение» не собирается участвовать в предвыборной кампании ПКРМ. Позднее он заявил в телеинтервью, что сохранение нынешней власти с её курсом на интеграцию — «меньшее зло по сравнению с всеобщим хаосом».

Мишин уточнил свою позицию в интервью одному из телеканалов: «Идею объединения левых сил мы поднимаем полностью и безоговорочно. Левый фланг надо собрать и двигаться к конечной цели — победе на парламентских выборах. Какую форму и механизм изберём — это решится за столом переговоров. Но мы не согласны, что впереди будет Компартия со знаменем, а мы — сбоку припёка. Должно быть равноправие всех сил».

Категорически отказался от идеи объединения лидер Социал-демократической партии Виктор Шелин, поскольку, по его словам, «оно было сделано в вульгарной форме». Примечательно, что именно СДП во главе с Шелиным длительное время рассматривалась коммунистами в качестве потенциального союзника по политическому блоку.

Башкан Гагаузии Михаил Формузал, возглавляющий Партию регионов Молдавии, заявил, что термин «левая сила» не в полной мере относится к его партии, позиционирующей себя как «партия здравого смысла». Формузал заявил, что его партия «не последует призыву Воронина участвовать в избирательной кампании ПКРМ и не будет объединяться с левыми партиями». Башкан Гагаузии, которого связывает давнее сотрудничество с экс-премьером Молдавии Владом Филатом (в 2011 году он призывал Филата выдвинуть свою кандидатуру на пост президента), рассчитывает занять нишу «третьей силы» в молдавской политике.

Важная математика единства

Таким образом, на сегодняшний день потенциальных участников левого блока всего двое — Партия коммунистов и Партия социалистов, которые среди всех остальных левых партий обладают наиболее высоким рейтингом.

По данным социологического исследования «Барометр общественного мнения» за апрель 2013 года, в ответ на вопрос, какой из лидеров у вас ассоциируется с тем или иным интеграционным вектором, в качестве персоналии, ассоциирующейся с евразийской интеграцией, 61% опрошенных указали Владимира Воронина, 17% — Игоря Додона и только 5% — Михаила Формузала.

Согласно этому же опросу, ПКРМ лидирует среди всех левых партий по уровню доверия — 35%. Партия социалистов и Социал-демократическая партия получили по 4% доверия, «Патриоты Молдавии» — 3%, Партия регионов Молдавии — только 1%.

Наконец, в случае выборов среди всех сторонников евразийской интеграции Молдавии коммунисты получили бы 32,5%, социалисты — 0,6%, социал-демократы — 0,5%, Партия регионов Молдавии — 0,4%, «Патриоты Молдавии» — 0,2%. Отметим, что, согласно тому же опросу, 22,8% ответили, что не знают, за кого бы проголосовали, 7,8% — твёрдо ответили, что не пойдут на выборы, и 4,7% не ответили на этот вопрос.

Следовательно, если брать во внимание только 64,7% определившихся со своим выбором, то показатели всех малых проевразийских партий всё равно остаются на уровне статистической погрешности: ПКРМ могла бы получить 50,23% голосов избирателей, социалисты — 0,93%, социал-демократы — 0,77%, партия Михаила Формузала — 0,62%, и наконец, «Патриоты Молдавии» — 0,31%. Таким образом, ни одна из евразийских сил, кроме ПКРМ, не смогла бы преодолеть электоральный барьер в 6%.

Однако все вместе левые партии, выступающие каждая по отдельности, способны оттянуть у ПКРМ 2–3% голосов. А это, ни много ни мало, три депутатских мандата. В Молдавии, где общество поделено примерно поровну по вопросу геополитического вектора, каждый мандат на счету. И ПКРМ с ПСРМ сделали первый шаг к тому, чтобы свести к минимуму опасность потери голосов на левом фланге.

Левый фронт: сложности и задачи

У такого объединения много противников, причём в обеих партиях. Внутри Партии коммунистов на сегодня существуют два лагеря. С одной стороны, это группировка внутрипартийных радикалов, которых называют «ястребами», «хунвэйбинами» и даже «Талибаном». Они категорически против «прощения» вчерашних «предателей». Однако внутри ПКРМ есть и второй, более конструктивный лагерь, который предлагает поступиться старыми обидами и начать процесс объединения со старыми товарищами. На сегодня Владимир Воронин больше склоняется ко второй силе, однако нельзя гарантировать, что завтра под влиянием главного партийного идеолога он не изменит свою позицию.

Есть противники сближения с ПКРМ и в Партии социалистов, где по-прежнему, особенно в местных организациях, высоко влияние группировки Крылова — Абрамчук. Следует ожидать, что внешние силы, не заинтересованные в подобном сближении, будут всячески вставлять палки в колёса формирующейся евразийской коалиции, играя на эгоистических чувствах и личных обидах партнёров.

Кроме того, у молдавских коммунистов и социалистов, даже теоретически объединившихся в одну фракцию, сегодня нет парламентского большинства. Как не было его в 2010 году, когда все они были избраны в парламент по списку Партии коммунистов. Но отставка правительства, новые выборы и смена геополитического вектора — это более отдалённая цель формирующегося евразийского блока. Их задача на сегодня — создать необходимую общественную атмосферу неприятия нынешнего курса Кишинёва. Учитывая настроения в обществе, это вполне достижимо.

И всё же отрадно, что политики, которые длительное время находились во враждебных отношениях друг с другом, нашли возможность объединиться ради общей цели — противодействия курсу правительства Молдавии по втягиванию страны в европейский капкан. Это согласие — пример для проевразийских сил Украины и других республик бывшего СССР.

ИСТОЧНИК:   odnako.org