Международный трибунал: призрак Нюрнберга для украинских властей
Донецкая и Луганская народные республики обратились в Совет Безопасности ООН с просьбой создать международный трибунал для расследования военных преступлений, совершенных властями Украины в ходе карательной операции на Донбассе. Попробуем разобраться, для чего существует международный трибунал, каковы его функции, и велики ли шансы, что он рассмотрит действия украинских властей.
Что представляет собой международный трибунал
Международный трибунал – это орган, создаваемый для суда над лицами, обвиняемыми в совершении международных преступлений. В отличие от суда, трибунал не функционирует на постоянной основе и создается для рассмотрения ряда дел, объединенных общими признаками (территория, преступники, потерпевшие).
В отличие от международного суда, который действует после подписания международного договора, трибунал созывается резолюцией Совета Безопасности ООН. Совбез утверждает и устав трибунала.
Следует отметить, что Устав ООН и иные нормы международного права прямо не предусматривают права Совбеза ООН создавать трибуналы, на что неоднократно обращали внимание юристы. Однако созданные ранее международные трибуналы были приняты как легитимный орган всем международным сообществом. Таким образом, возник так называемый международный обычай, который ныне является источником международного права для трибуналов.
Международный трибунал является исключительной мерой воздействия, и учреждается в случае, когда преступления носят массовый и системный характер, а государство, в котором эти события происходят, не в состоянии защитить права граждан, либо само участвует в беззаконии.
В обычной ситуации государство обладает суверенитетом, и само осуществляет суд на своей территории. В международном праве существует концепция «обязанность защищать», в соответствии с которой суверенитет не только предоставляет государствам право контролировать свои внутренние дела, но также налагает ответственность по защите людей, проживающих в пределах границ этих государств. В тех же случаях, когда государство не способно защитить людей — из-за отсутствия возможностей, либо из-за отсутствия воли, — ответственность переходит к международному сообществу.
История знает не так много примеров международных трибуналов: Нюрнбергский международный военный трибунал, трибунал по бывшей Югославии, трибунал по Руанде.
Трибуналы уполномочены рассматривать преступления против мира и человечности, геноцид и другие жестокости в отношении гражданского населения.
Без срока давности
Подобного рода преступления мы регулярно наблюдаем на территории Донецкой и Луганской народных республик. Многочисленные обстрелы мирного населения Донецка и Луганска, приведшие к массовым жертвам и разрушениям, в том числе авиаудары по Луганской областной администрации, сожжение людей в Одессе — все это, безусловно, преступные действия, которые не имеют срока давности, и рано или поздно кому-то придется за них ответить.
Российские СМИ часто обвиняют в ангажированной подаче информации о происходящем на Донбассе. Однако происходящие там зверства зафиксированы множеством независимых международных наблюдателей. Так, 1 июня Управление Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ) опубликовало данные, согласно которым не менее 6417 человек погибли и 15 тыс. 962 получили ранения в результате конфликта на востоке Украины с середины апреля прошлого года и по 30 мая нынешнего.
Отмечается, что речь идет о «консервативных оценках, и реальное число погибших и раненых может быть значительно выше».
Подготовившая доклад мониторинговая миссия ООН собрала многочисленные свидетельства серьезных нарушений прав человека, включая обстрелы населенных пунктов, казни, произвольные и незаконные задержания, плохое обращение и лишение социально-экономических прав.
В совокупности многие действия украинских властей следует квалифицировать как геноцид.
Ранее Следственный комитет России возбудил уголовное дело в отношении министра обороны Украины Валерия Гелетея, начальника Генштаба вооруженных сил Украины Виктора Муженко, которые подозреваются в организации массовых убийств, применении запрещенных средств и методов ведения войны и геноциде.
Само понятие геноцида появилось в международном законодательстве в 1948 году, когда была принята Конвенция о предупреждении геноцида и наказании за него.
В соответствии со статьей 2 Конвенции, геноцидом признаются следующие действия, совершаемые с намерением уничтожить полностью или частично какую-либо национальную или этническую группу, включая:
убийство членов такой группы; причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы; предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение.
Власти Украины целенаправленно создают условия для уничтожения русского населения Донбасса. Это открыто признают высокопоставленные официальные лица. Так, 13 ноября 2014 года президент Украины Порошенко заявил: «У нас работа будет, у них – нет. У нас пенсии будут, у них – нет. У нас дети пойдут в школы и детские сады, а у них они будут сидеть по подвалам. Вот так, именно так мы выиграем эту войну».
У трибунала нет альтернативы
Почему именно трибунал является сейчас единственной международной инстанцией, способной восстановить справедливость?
Статья 6 вышеупомянутой Конвенции гласит: «Лица, обвиняемые в совершении геноцида или других перечисленных в статье III деянии, должны быть судимы компетентным судом того государства, на территории которого было совершено это деяние, или таким международным уголовным судом, который может иметь юрисдикцию в отношении сторон настоящей Конвенции, признавших юрисдикцию такого суда».
Как мы видим, украинские власти делают все, чтобы избежать возмездия за свои преступления, ни о каких судах на территории Украины они не хотят слышать.
Более того, предпринимаются попытки избежать ответственности в международных судах. Например, Украина официально приостановила действие Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, приняв специальный Указ Президента Украины № 875/2014 «О решении Совета национальной безопасности и обороны Украины от 4 ноября 2014 «О неотложных мерах по стабилизации социально-экономической ситуации в Донецкой и Луганской областях».
Пункт 7 данного Указа гласит, что МИД Украины направит Генеральному Секретарю Совета Европы уведомление «о принятии Украиной на отдельных территориях в районе проведения антитеррористической операции в Донецкой и Луганской областях в связи с имеющейся общественной опасностью, которая угрожает жизни нации, мер, отступающих от обязательств Украины по Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод».
Все это делается в противоречие со ст. 15 Конвенции, в которой сказано, что отказ от соблюдения положений конвенции допускается лишь в исключительных случаях (например, война – однако на территории Украины до сих пор не введено военное положение).
Невозможным является и рассмотрение дела в Международном уголовном суде, так как ни Украина, ни республики Донбасса не являются участниками Римской конвенции, которая учредила Международный уголовный суд.
Неизбежность наказания
В такой ситуации идея создания международного трибунала Совбезом ООН является единственно законным и реальным решением. Правда, есть сомнения, что на учреждение трибунала дадут согласие другие члены Совбеза ООН. Западные «партнеры» предпочитают упорно «не замечать» преступлений подшефных украинских властей.
Однако им следует помнить, что отказ в создании трибунала при наличии многочисленных доказательств причастности украинских властей к совершению тяжких международных преступлений фактически станет их покрывательством.
А что касается правосудия, оно рано или поздно неизбежно свершится, как это уже было 70 лет тому назад.
Илья Ремесло, юрист, для МИА «Россия сегодня»
ИСТОЧНИК: РИА Новости