Парламентские выборы в Сербии усилят раскол между властью и оппозицией

21 июня в Сербии пройдут выборы в парламент, которые долго откладывались из-за эпидемической ситуации. За депутатские места поборются более 40 партий и движений, объединившиеся в 21 партийный список. При этом часть оппозиционных сил намерена бойкотировать голосование, считая их недостаточно демократичными. Что не устраивает их в этой избирательной кампании и чего ожидают в Сербии от ее результатов, корреспонденту «Евразия.Эксперт» пояснил посол Сербии в Беларуси в 2004-2011 гг. Сречко Джукич.

– Парламентские выборы в Сербии состоятся 21 июня. Каковы ваши ожидания от них? Кто пойдет на выборы, и чьи шансы на победу вы оцениваете выше всего?

– Никаких особых ожиданий у меня нет. Всем прекрасно известно, что все в мире можно измерить – это касается и экономического развития, и показателя ВВП и так далее. Также это относится и к демократическим стандартам. Многие показатели определяют уровень демократии в конкретной стране. Республику Сербия, к сожалению, в этом году уже сложно назвать демократической страной. Те показатели демократии, которых мы достигли в 2000-2012 гг., в течение последних лет утеряны. Сегодня мы спустились на самый низкий уровень – на уровень гибридной демократии.

Мои ожидания связаны с тем, чтобы в стране восстановилась демократия на том высоком уровне, который соответствовал бы другим европейским странам, являющимся членами Евросоюза. Эти демократические стандарты проявляются во взаимоотношениях правительства и оппозиции. Они учитывают, естественно, свободу СМИ, свободу выражения собственного мнения и так далее. Все это мы в Сербии на сегодняшний день наблюдать не можем, поэтому мои ожидания от этих выборов – практически никакие.

Я ожидаю новые демократические выборы, которые состоятся в следующем году, если не сказать еще дальше. Сюда входят и досрочные президентские, и досрочные парламентские выборы. Вообще, когда речь идет о шансах на победу на этих выборах, можно сказать, что власть победит в том или ином случае. Режим под руководством президента Александра Вучича победит без каких-либо сомнений. Многие показатели это подтверждают. Он контролирует все, что происходит в стране, он контролирует СМИ: что можно говорить, а что – нет по главным телеканалам. Оппозиция в нашей стране не является частью общества. Это просто изгой.

В год выборов Вучич пошел на необычный шаг: он изменил Закон о выборах и сейчас ценз вхождения в парламент снижен с 5% до 3%. Так что власть просто боится того, что в парламент может попасть не только партия власти и ее союзник Социалистическая партия. Но в противном случае парламент фактически будет без оппозиции.

Это уникальный шанс, уникальный парламент в европейских масштабах. Ни в какой другой стране такого разделения общества, как в Сербии, нет. Мы можем сказать, что сербское общество очень глубоко разделено на власть и оппозицию, и при этом между ними нет диалога, нет контактов. Кто в этом виноват? Конечно, власть, которая несет ответственность за состояние всего общества и каждого человека. Какая власть, такая и оппозиция. Власть не разрешает оппозиции выходить на конструктивный уровень сотрудничества и участвовать в общественных процессах, так что власть успела даже разделить оппозицию на проправительственную и настоящую, которая хочет, чтобы в стране существовали нормальные демократические условия. Но эта оппозиция от участия в выборах отказывается.

– Сербская оппозиция настаивает на бойкоте парламентских выборов. Почему она так сильно противится их проведению?

– Настоящая сербская оппозиция – это та, которая не сотрудничает с властью. Она бойкотирует парламентские выборы. Она делает это потому, что не чувствует себя равноправным участником политической жизни в стране, и главным образом это выражается в том, что все СМИ находятся в руках Александра Вучича.

СМИ должны быть свободными, чтобы выражать волю всех сегментов общества, власти, и, конечно, оппозиции. У нас же власть может критиковать оппозицию и сказать про нее все, что хочет, но у оппозиции нет шансов ответить власти на эти обвинения, которые ежедневно распространяются по всем главным СМИ. Поэтому настоящая оппозиция считает, что не существует условий для транспарентных выборов, и она отказывается от такой неравной борьбы, отказывается быть игрушкой в руках власти. Оппозиция хочет стать существенным фактором в политической жизни страны, поэтому главные оппозиционные партии не участвуют в выборах и бойкотируют их.

– Бойкот выборов сербской оппозицией был встречен в штыки в Брюсселе. На неприемлемость подобной стратегии указал специальный представитель Евросоюза по Западным Балканам Мирослав Лайчак. Почему ЕС проявил солидарность с Вучичем в отношении проведения голосования?

– Брюссель не поддерживает бойкот этих парламентских выборов, которые организуют Александр Вучич и его партия. Почему? Тут нет ничего нового. Это не значит, что Евросоюз полностью солидарен с президентом Вучичем.

Если проследить внимательно линию Запада, в том числе Евросоюза, следует подчеркнуть два пункта. Запад и раньше не поддерживал позицию Сербии, когда сербская оппозиция бойкотировала выборы при Слободане Милошевиче. Тогда Запад настаивал на том, чтобы оппозиция участвовала в выборах, но тогда он не поддерживал Милошевича. Посмотрев внимательно, можно увидеть много упреков со стороны Евросоюза в адрес Вучича и его режима за контроль над СМИ и ограничение демократических свобод. Критика очень жесткая и идет она не только от Европарламента и депутатов, но и от Еврокомиссии. Они требуют освобождения медиа и возможности выступления в медиа всех желающих высказаться по определенным вопросам – то есть, чтобы выступали не только представители власти.

Тут мы не можем говорить о том, что Запад поддерживает только Вучича и настаивает на участии оппозиции в выборах. Во всех своих докладах относительно состояния демократических свобод в Сербии Евросоюз каждый год критикует власти страны. Уровень этой критики положения в медиа и демократических свобод в Сербии постоянно повышается. Каждый год из Брюсселя мы получаем все более отрицательную оценку.

– В преддверии выборов сербскую оппозиционную коалицию одна за другой покидают входящие в него партии. Лидер сербской оппозиционной Народной партии Вук Еремич полностью отгородился от своих коалиционных партнеров по «Союзу за Сербию» Бошко Обрадовича и Драгана Джиласа, признав, что их политика строится только на насилии. В чем вы видите причину?

– Этот «Союз» объединяет несколько политических движений и определенное число известных деятелей. Там такой принцип: партии, которые входят в него, действуют по тем направлениям, которые определяют единую точку зрения и выступают с единых позиций. В рамках союза они имеют полную самостоятельность продвигать свою политику и свое видение политической борьбы. Тут ничего странного в том, что партия Вука Еремича и лично Еремич не согласны с поведением Бошко Обрадовича и его движения «Двери», тем, как Обрадович считал и считает [нужным] вести борьбу за демократизацию Сербии. Это не разрушает «Союз за Сербию». Это просто несовпадение по методам политической борьбы. Но все равно эти партии остаются в рамках «Союза».

Да, «Союз» покинули некоторые локального уровня движения. И эти же партии будут участвовать в муниципальных выборах, но только в одном городе – Шабаце. То есть, они не будут участвовать в выборах республиканского уровня. Есть еще одна партия – «Здравая Сербия», которая тоже будет участвовать в муниципальных выборах в двух городах. Есть третья партия, «Союз свободных граждан», которая сразу же объявила, что будет участвовать в выборах. Если она попадет в парламент (а у нее рейтинг 3,2%) то она сразу объявит бойкот выборов. Так что, по сути дела, это не очень сильно наносит ущерб «Союзу за Сербию».

Что касается Бошко Обрадовича и его голодовки, он проводил ее перед парламентом Сербии 11 дней. Это вызвало в стране очень большой резонанс. К сожалению, власть на это никак не отреагировала. Но в нашей истории это не первая голодовка в парламенте. У истоков такой политической борьбы с голодовкой стоит лидер и создатель Прогрессивной партии Томислав Николич. В 2011 г. он проводил голодовку 7-8 дней. Его мотивом было, чтобы правительство пошло на внеочередные парламентские выборы. Его тогда в парламенте посещал президент Борис Тадич, и приглашал прекратить голодовку. В данном случае Брадовича никто не посещал и власть его голодовку игнорировала. Я думаю, что это интересный момент.

– С какими надеждами сербы пойдут на парламентские выборы?

– Когда наших граждан спрашивают, каковы их ожидания от парламентских, президентских, муниципальных выборов, они отвечают, что ждут лучшей жизни. Наверное, так и сегодня. Большинство людей, которые готовятся пойти на выборы, ожидают того же самого. Но, по последним данным, это только около 40% избирателей. То есть, практически 60% будут бойкотировать выборы.

Ожидания, конечно, разные, потому что ситуация очень сложная. Глобальный экономический кризис не может не отразиться на Сербии, и мы после выборов ожидаем преодоления экономического кризиса. Второй момент – пока мы не можем определиться, какая у нас эпидемиологическая обстановка ожидается во второй половине года и до конца года, вернется ли COVID-19 или нет. Существует много неизвестного, и поэтому нас ожидают в скором будущем настоящие выборы, после большого экономического кризиса, с которым мы сегодня сталкиваемся. Мы надеемся, что вторая волна вируса будет более слабой. На этих выборах главная надежда на то, чтобы эти кризисы обошли нас с наименьшими потрясениями.