Печатный станок как последняя надежда Киева
Национальный банк Украины начал наращивать денежную массу страны за счет печатного станка. Якобы команду дал Арсений Яценюк. Юлия Тимошенко тут же заявила, что необходимо остановить необеспеченную эмиссию гривны, только в январе составившую 31 млрд. гривен.
…У Яценюка ситуация патовая. Деньги от первого транша кредита МВФ, полученного в середине марта (5 млрд. долл.), кончились. Получение второго транша под большим вопросом (переговоры о реструктуризации долга Украины с международными кредиторами зашли в тупик). Платить дальше пенсии, зарплаты бюджетникам и т. п. нечем. Поэтому и пришлось вспомнить о проверенном способе покрытия дефицита казны – печатном станке.
СМИ Украины подают тему печатного станка как сенсацию, что наводит на мысль о политическом заказе на устранение премьера. Дело в том, что печатный станок на Украине запускали уже в прошлом году. Когда финансисты говорят о печатном станке, имеется в виду денежная эмиссия центрального банка, слабо либо вообще не обеспеченная реальными ценностями — золотом, валютными резервами, ценными бумагами предприятий реального сектора и т. п. Речь идет о такой денежной эмиссии, единственным «обеспечением» которой являются долговые бумаги государства, причём находящегося на грани банкротства. Таков случай Украины.
В прошлом году государственный долг Украины активно наращивался. Рос не только внешний, но и внутренний государственный долг. Вот официальные данные Минфина Украины о внутреннем государственном долге страны (млрд. гривен):
На 01.01.2013 – 206,5
На 01.01.2014 – 284,1
На 01.01.2015 – 488,9.
За 2013 год внутренний государственный долг увеличился на 77,6 млрд. грн., или на 38%. За 2014 год – на 204,8 млрд. грн., или на 72%. Этот долг оформлялся преимущественно в виде долговых бумаг (облигаций) Минфина Украины, которые размещаются на фондовом рынке. Основные покупатели казначейских бумаг – украинские коммерческие банки, страховые компании, инвестиционные фонды, Национальный банк Украины. При ближайшем рассмотрении оказывается, что львиную долю всех покупок долговых бумаг казначейства оплачивает НБУ.
Национальный банк Украины в течение 2014 года приобрел в собственность государственные облигации Украины номинальной стоимостью 181,9 млрд. грн. (кроме того, он купил еще валютных облигаций на сумму 90 млн. долл.). При этом продаж казначейских бумаг в прошлом году НБУ не совершал, он только накапливал долговые расписки правительства. Получается, что сумма выкупленных Центробанком долговых бумаг казначейства составила почти 90% прироста внутреннего государственного долга Украины.
На днях член парламентского комитета по вопросам финансовой политики и банковской деятельности Верховной рады Павел Ризаненко сделал сообщение, которое подтверждает наши оценки масштабов работы печатного станка НБУ: в 2014 году объем эмиссии украинской национальной валюты составлял 176 миллиардов гривен. В предыдущие годы этот показатель колебался на уровне 20-50 миллиардов. Частный рынок денег казне почти не дал, государственные бумаги покупает НБУ или госбанки за деньги, предоставленные им самим же регулятором. «Макроэкономисты такое явление называют «монетизация долга», а простым языком обывателей оно называется «печатание денег». Но в прошлом году деньги не просто «напечатали», а «напечатали» в огромном количестве», — утверждает Павел Ризаненко.
Печатный станок НБУ стал важной финансовой подпоркой режима. Это классический случай необеспеченной денежной эмиссии, грозящей нарастанием инфляционных процессов. Параллельно с этим будет продолжаться девальвация гривны.
Некоторые эксперты прогнозируют, что курс украинской денежной единицы к концу 2015 года превысит 100 и даже 200 гривен за доллар.
Для таких прогнозов есть веские основания. На 1 мая 2015 г. внутренний государственный долг Украины достиг 514,3 млрд. грн. Прирост за четыре месяца текущего года составил 25,4 млрд. грн., или 5,3%. Вроде бы не так страшно, но дело в том, что в тот же период бюджетные дыры латались за счет увеличения внешнего долга. На 1 января 2015 г. он составлял 38,8 млрд. долл., а на 1 апреля – уже 42,9 млрд. долл. Латание бюджетных дыр облегчалось обвалом в начале текущего года валютного курса гривны. Поэтому наличие в казне некоторого количества заимствованной валюты позволяло правительству создавать иллюзию того, что оно выполняет свои бюджетные обязательства «в полном объеме». Сегодня этой валюты уже нет, поэтому вся надежда Яценюка — на печатный станок.
Национальный банк Украины поклялся, что в этом году вакханалии необеспеченной денежной эмиссии не будет. НБУ под давлением МВФ пообещал, что прирост денежной базы (1) в 2015 году не превысит 27%, или 91 млрд. гривен. В январе-феврале НБУ печатал в среднем 10,2 млрд. гривен в месяц. Весной приток новой гривны сократился: в марте — всего 4,8 млрд. гривен, а в апреле НБУ даже «связал» 3 млрд. гривен, продав облигаций на эту сумму. Однако в мае объем чистой эмиссии снова увеличился, достигнув 7,9 млрд. гривен. И вот в начале лета, когда валютная казна окончательно опустела, премьер дал команду включить печатный станок.
Следует иметь в виду, что НБУ может помогать затыкать дыры в бюджете не только путем прямой скупки казначейских бумаг, но и окольным путем, с помощью рефинансирования коммерческих банков. Вообще-то под классическим рефинансированием понимается выдача Центральным банком кредитов коммерческим банкам под обеспечение тех кредитов, которые те выдают предприятиям реального сектора экономики. Такое рефинансирование является основой здоровой денежно-кредитной системы, поскольку деньги Центробанком выпускаются в конечном счете под производство товаров. То рефинансирование, которое стал практиковать ЦБ Украины, является источником инфляции, поскольку оно прямо или косвенно стимулирует спрос коммерческих банков на бумаги того же казначейства. Прямо – когда полученные коммерческими банками деньги сразу тратятся на покупку казначейских бумаг. Косвенно – когда коммерческие банки вынуждены накапливать на своих балансах казначейские бумаги, поскольку НБУ предоставляет рефинансирование только под обеспечение таких бумаг. В прошлом и текущем годах среднемесячные показатели рефинансирования превысили показатели предыдущих лет. Например, в феврале 2015 года НБУ выдал по линии рефинансирования кредитов 26 банкам на 30,8 млрд. грн. Однако эти деньги почти не доходят до реального сектора экономики, они представляют собой банальную бумажную продукцию печатного станка Центробанка. На извращенный характер банковского рефинансирования обратила внимание и Юлия Тимошенко. «За период с 1 января 2014 по 1 февраля 2015 г. напрямую было перечислено частным банкам 121,8 млрд. гривен. Тем, которые зарегистрированы в офшорах, и даже банкам с российским происхождением. Скажите, это что? Где контроль за этим? Из 121,8 млрд. гривен, направленных на рефинансирование, на сегодня 109 млрд. не возвращено Национальному банку. Эти деньги уже никогда не вернутся в украинский бюджет и не попадут в Национальный банк Украины. 109 млрд. гривен – это четвертая часть бюджета Украины. Я называю бухгалтерские цифры, в которых нет ни единой эмоции», — возмущалась Тимошенко. В валютном эквиваленте, по её оценкам, за 2014 год и первые два месяца 2015 года в офшоры было выведено 17,6 млрд. долл.
По прогнозам МВФ, уровень инфляции на Украине за 2015 год составит 46%. Это превышает рекорд 1996 года — 39,7%. Рост цен за пять месяцев текущего года (40%, 13 место в мире по этому показателю) даёт основание предполагать, что прогноз МВФ украинцы «перевыполнят». А если НБУ действительно включил по команде Яценюка печатный станок, инфляция имеет большой шанс перерасти в гиперинфляцию. Классический пример страны, пережившей ужасы гиперинфляции, — Германия начала 1920-х гг. Впрочем, сходство Украины сегодня и Германии 20-30-х годов прошлого века только к инфляции не сводится.
И последнее. Сейчас многие требуют отставки Яценюка и председателя НБУ Виктории Гонтаревой. Любопытно, на кого предлагается их менять. Так, Тимошенко, разнося в пух и прах Гонтареву, подсказывает, где искать нового председателя Центробанка: «Уверена, что президент и правительство должны обратиться к мировому сообществу. Чтобы они дали нам человека, которого уважают». Что ж, в определённой логике Юлии Владимировне не откажешь. Если уж управлять Минфином Украины завезли даму из Америки, то и на Центробанк надо посадить иностранца. Лучше всего — из обоймы Федеральной резервной системы США. И тогда останется только снять вывеску «Национальный банк Украины», а вместо неё написать: The Federal Reserve Bank (Ukraine). И всё встанет на свои места.
(1) Важный показатель денежной массы, включающий в себя следующие основные компоненты: наличные деньги в обращении; наличные деньги в кассах кредитных организаций; счета кредитных организаций в ЦБ, на которых размещены резервные отчисления банков.
Валентин Катасонов
ИСТОЧНИК: fondsk.ru