Россия находит партнеров для торговых и военных альянсов в Евразии

scoРезультат этих глобальных изменений последних месяцев оказался прямо противоположным тем целям, которые лежат в основе американской стратегии прошедших пятидесяти лет, идее «разделять и властвовать» в Евразии, настраивая Россию против Китая, изолируя Иран, удерживая Индию, страны Ближнего Востока и другие азиатские государства от объединения, которое могло бы угрожать доминированию доллара в глобальной экономике.  На самом деле, американские санкции и политика новой холодной войны, проводимая неоконсерваторами, подталкивают азиатские страны к объединению. В рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) как альтернативы НАТО, а также группы БРИКС, они стремятся создать альтернативу долларовой зоне, Международному Валютному Фонду и Всемирному Банку и другим институтам, представляющим внешнеэкономическую политику США.

 

Так, настойчиво принуждая Европу присоединиться к антироссийским санкциям и в особенности к блокированию ее нефтяного и газового экспорта, Америка только усиливает экономические проблемы Евросоюза и толкает страны Европы в мертвую зону.

Несколько дней назад ряд ведущих германских политиков, дипломатов и известных деятелей культуры обратились к канцлеру Ангеле Меркель с открытым письмом, в котором выразили свой протест против ее проамериканской политики и возвращению к холодной войне. Они уверены, что эта политика не только несет серьезную угрозу экономике Германии, но способна в конечном счете расколоть Европейский Союз.

Таким образом, вместо укрепления американского мирового превосходства и разобщения остального мира, Европы и Азии, американская политика подталкивает другие страны к созданию оборонного альянса, призванного противостоять источникам угрозы новой мировой войны. Изначальная миссия НАТО состояла в обеспечении европейской безопасности. А сегодня, из-за развернутой кампании военной пропаганды и поставок тяжелых вооружений Украине, НАТО существенно усиливает военную угрозу в Европейском Союзе. Фактически все это означает пересмотр всей полувековой внешней политики Америки. При этом, никакой дискуссии о ситуации в самих Соединенных Штатах вообще не ведется.

Тем временем, Турция уже находится в процессе выхода из орбиты влияния США и Евросоюза, повернувшись в сторону России для решения своих энергетических проблем. Трубопровод «Южный поток» перенаправлен из Южной Европы на Турцию. Иран также продвигается в направлении альянса с Россией, не только в нефтегазовой сфере, но также исходя из своих ядерных и военных интересов, выражая готовность стать членом Шанхайской организации сотрудничества. Кроме того, ведутся серьезные переговоры о торговых отношениях с Индией.

Итак, вместо причинения существенного вреда России, санкции убедили ее в необходимости обеспечения собственной независимости в сфере производства, независимости от Европы, от экспорта пищевых продуктов из Франции и других европейских стран. В результате, это уже привело к катастрофе для литовских производителей сельскохозяйственной продукции и других экспортеров, ориентированных на европейские рынки, а также рынок России. В итоге, Америка разрушила идею объединения Западной Европы и России в единый рынок, которая существовала в течение всех двадцати с лишним лет после крушения Советского Союза.

Если вдуматься, все это полностью противоречит тому, что написано в учебниках по политологии. Там говорится, что у страны не может быть друзей или врагов, существуют только национальные интересы. Америка сказала Европе: забудьте свои экономические интересы, потому что у вас есть друг – Соединенные Штаты. Иными словами, вы должны делать то, что мы вам говорим. У вас есть враг, и это Россия. Это означает, что вы должны оставить свои надежды на импорт российского газа и нефти, отказаться от экспорта своей сельскохозяйственной продукции, приносящего доходы для оплаты этой нефти и газа –  вы должны полностью переключиться на Америку. На самом деле очевидно, что это просто нереально, поскольку не существует технических средств для доставки достаточного количества американского газа и нефти для удовлетворения энергетических потребностей Европы. Таким образом, вся стратегия неоконсерваторов, направленная на попытку запугать Россию, находится сегодня под угрозой провала.

Изначально это была очень узкая идея. По мнению автора, американского профессора-экономиста Майкла Хадсона, администрация Обамы видела, что у России есть намерения сблизиться с Европой после Олимпийских Игр в Сочи. Президент Путин говорил о необходимости более тесного альянса с Европейским Союзом. А затем он выступил против плана американской администрации, предусматривавшего военное вторжение в Сирию. Это заставило неоконсерваторов принять решение: мы должны атаковать Россию и лучшим поводом для этого может стать вмешательство в конфликт на Украине. Дальнейшая логика приблизительно такова: нужно спровоцировать вторжение России, а затем, поскольку Европа нуждается в НАТО, она вынуждена зависеть от США, а следовательно должна выступить против России. Это должно привести к ослаблению российской экономики, обрушению национальной валюты, снижению популярности Путина и, наконец, смене режима на более приемлемый для США, то есть приходу к власти вместо Путина нового Ельцина.

Рубль действительно рухнул. Однако, это не стало сокрушительным ударом по российской экономике, поскольку она оперирует в основном рублями, а не долларами. Путин в последние два года предпринимал меры для обеспечения независимости российской валюты от доллара, также как и Китай, да и другие страны. Таким образом, к настоящему моменту у России стало меньше долларов, однако она в них не нуждается, поскольку деноминировала свою внешнюю торговлю в рублях, также как Китай – в юанях. Российско-китайская и российско-турецкая торговля, а также торговля всех не-долларовых стран обходится без доллара. Профессор Хадсон приходит к выводу, что фактически нужды в долларе вообще больше нет.

Падение курса рубля ведет к удорожанию импорта в Россию. И реакция России такова: хорошо, если мы должны платить больше за продукты, мы будем субсидировать собственных производителей в этой сфере. И производство сельскохозяйственной продукции в России резко растет, чтобы заместить импортные продукты из Литвы, Франции и других европейских стран. Путин также говорил, что в нынешних России необходимо субсидировать импортозамещение. «Мы не можем зависеть от немцев, французов и других европейцев. Лучше полагаться на Китай, Турцию, а главным образом, на свое собственное производство». Санкции против России, таким образом, оказались для нее благом, поскольку теперь Россия может делать то, что она хотела и должна была делать уже давно, но не могла в силу международных обязательств – субсидировать и защищать собственную промышленность. В своих выступлениях на прошлой неделе президент Путин сказал, что «сейчас мы понимаем, что вынуждены сократить сотрудничество с Европой, поскольку Европа в основном является частью острова Род Айленд в США», поэтому мы просто будем субсидировать собственную промышленность с целью обеспечить самодостаточность в базовых сферах, чтобы не зависеть от того, что происходит с долларом или рублем. Мы создаем собственную межбанковскую клиринговую систему в качестве альтернативы американской системе. Мы также формируем собственную систему СВОП для расчетов с другими странами. Таким образом, в сущности Россия и остальные страны Азии отделяют свои экономики от Соединенных Штатов, что является полной противоположностью задаче американской стратегии, стремящейся сделать их более зависимыми от взаимоотношений с США.

Майкл Хадсон пишет, что российский Центральный Банк в состоянии создать достаточное количество рублей для покрытия всех отечественных издержек. Для этого России не нужны доллары. А остальная часть издержек будет оплачена Китаем. Вместо европейцев и американцев, все необходимое для строительства трубопроводов поставит Китай, причем он сделает это в кредит. А в качестве оплаты этого кредита, Китай и другие страны-кредиторы России, получат нефть и газ. Таким образом, в сущности, России не нужны долларовые кредиты. Она создает свою систему валютных расчетов СВОП для будущих расчетов за поставки нефти и газа. Так что угрозы Америки оказались «бумажным тигром». Это бумажный финансовый тигр, который почти не оказал никакого влияния на Россию.

Майкл Хадсон — почётный профессор Университета Миссури в Канзас Сити (University of Missouri, Kansas City, UMKC). Он также читает лекции в Берлинской школе экономики (The Berlin School of Economics).

Источник перевод для MixedNews — Игорь Абрамов

ИСТОЧНИК: mixednews.ru

Подпишитесь на Telegram-канал "Евразийская Молдова": самые свежие новости, аналитика, обзоры и комментарии о развитии Евразийского экономического союза. Подписаться >>>