США теряют контроль над узловыми точками планеты
Фраза о том, что Землю стоило бы назвать «вода», не лишена смысла.
Наша планета на две трети покрыта водой, и этот факт повлиял на развитие человечества больше, чем что-либо другое. Да и сейчас продолжает влиять. Морские перевозки играют ведущую роль в мировой экономике.
Около 62% общемировых грузоперевозок осуществляются морем.
Однако, при всей широте морских просторов, большинство грузоперевозок осуществляется по заранее установленным маршрутам, а морские трассы занимают ничтожную, по сравнению с общей площадью океана, часть. Но даже на этих маршрутах есть узкие места, которые во многом определяют пропускную способность морских трасс и влияют на их значимость.
Где узко, там и пробки
Узловыми точками морских путей являются не порты, как можно было бы подумать, а проливы и каналы. Больше половины стран имеют выход к морю и, как следствие, порт той или иной пропускной способности; в то время как проливов и каналов, существенно влияющих на мировую торговлю, совсем немного.
Страны, контролирующие эти узловые точки, получают немалый доход от своего положения, и история знает немало случаев, когда за контроль над проливами велись кровопролитные войны.
Ярким примером такой страны является Россия.
Со времен Ивана Грозного внешняя политика России сводилась к двум задачам: обеспечить беспрепятственный выход к морю. Выход к Балтийскому морю в ходе Северной войны обеспечил стране Петр Великий. А потребность России в контроле над проливами Босфор и Дарданелла вылилась в череду кровопролитных войн, периодически начинающихся на протяжении XVIII— XIX веков. Окончательно вопрос удалось решить лишь в 1936 году на конференции в Монтрё, когда за проливами был закреплен суверенитет Турции, а она, в свою очередь, обязалась соблюдать нормы международного судоходства.
Из более современных событий можно выделить многолетнее противостояние США и Ирана за контроль над Ормузским проливом. Достаточно обратить внимание на недавний инцидент с датским контейнеровозом Maersk Tigris, который был задержан иранскими патрульными катерами в Ормузском проливе.
http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/1938207
Показательна реакция Соединенных штатов, которые, получив сигнал S.O.S., погнали на выручку эсминец Farragut, находившийся в Персидском заливе.
И это при том, что не так давно своих же граждан из Йемена, находящегося поблизости, американцы эвакуировать не смогли.
Невооруженным глазом видно, что жизни полусотни собственных сограждан для Соединенных Штатов не так важны, как контроль над Ормузским проливом. Еще Леон Панетта, будучи министром обороны США, открыто предупреждал Иран, что Соединенные Штаты не будут мириться с перекрытием Ормузского пролива.
http://latimesblogs.latimes.com/world_now/2012/01/panetta-warning-iran-hormuz.html
Штаты попросту не могут себе позволить упустить контроль над проливом, по которому проходит более 20% мировых поставок нефти и нефтепродуктов. Однако Ормузский пролив не единственная узловая точка в морских перевозках.
В том же регионе расположены еще два объекта, оказывающие значительное влияние на мировые грузоперевозки.
Это Баб-эль-Мандебский пролив, соединяющий Красное море с Аденским заливом Аравийского моря и Суэцкий канал, связывающий Красное и Средиземное моря. Вместе они образуют кратчайший морской путь из Европы в Индию.
Альтернативным путем из Индийского океана к берегам Европы является маршрут, которым воспользовался еще Васко да Гама в 1497 году.
Но так получается длиннее почти на 9 000 км. Этим путем идут в Европу и Америку нефтеналивные супертанкеры, которые из-за осадки свыше 20 метров не могут пройти по Суэцкому каналу.
На пути в Тихий океан подавляющее большинство судов проходит либо через Панамский канал, либо через Малаккский пролив.
Панамский канал является кратчайшим путем из Атлантического океана в Тихий. Этим обусловлена его перегруженность. Пропускная способность 48 судов в сутки. Причем максимально допустимые размеры для кораблей, способных пройти Панамским каналом, стали стандартом судостроения, получив название Panamax. Места в очереди на проход по каналу разыгрываются на аукционах, а непрекращающийся трафик затрудняет работы по расширению и углублению водной трассы. Всего на Панамский канал приходится около 5% мировых грузоперевозок, а плата за однократный проход может достигать 400 000 долларов США.
Малаккский пролив хоть и гораздо шире Панамского канала, но и он достаточно узкий. Минимальная ширина — всего 15 километров, а глубина в самом мелком месте не превышает 25 метров. Кроме того, регион изобилует пиратами. Более трети пиратских нападений осуществляются именно в этом месте. Однако это наиболее удобный путь доставки ближневосточной нефти в самые густонаселенные районы планеты. Через Малаккский пролив проходит более четверти всех мировых нефтеперевозок.
А кто регулировщик?
Как мы видим, на нашей планете есть всего 4 точки, которые серьезно влияют на мировую торговлю. Причем постепенный переход экономической активности в страны Азиатско-Тихоокеанского региона лишь увеличивает их значение в будущем.
Логично предположить, что тот, кто контролирует узловые точки морских перевозок, может оказывать серьезное влияние на мировую торговлю. И эта роль постепенно уплывает из рук США и их партнеров.
Ближневосточный узел
Суэцкий канал, находившийся под контролем Англии, был национализирован Гамаль Абдель Насером в 1956 году. И, несмотря на ряд вооруженных конфликтов, Египту удалось сохранить контроль над каналом, во многом благодаря поддержке Советского Союза.
На данный момент Суэцкий канал является вторым после туризма важнейшим источником дохода государства. После ряда работ по углублению и расширению возможность пройти по каналу получили суда с осадкой до 20,5 метров и длиной до 80,5 метров.
Теплые отношения Египта с Советским союзом заметно охладели с приходом к власти Анвара ас-Садата, который выбрал в качестве основного союзника Соединенные Штаты. Однако уже к концу 80-х Хосни Мубарак вновь взял курс на сближение с Советским Союзом. И этот курс сохраняется до сих пор. Больше того, хорошие отношения между Каиром и Москвой в последнее время приобретают особое значение, о чем свидетельствует недавний визит Путина в Египет.
http://tass.ru/politika/1755691
Второе узкое место на пути из Европы в Индию тоже не осталось без внимания России. В непосредственной близости от Баб-эль-Мандебского пролива дислоцируется соединение российских военных кораблей. Причем наше министерство обороны разместило эти корабли с полного одобрения мирового сообщества, поскольку в указанном районе сохраняется высокая вероятность пиратских нападений. Регулярная ротация наших кораблей в Аденском заливе позволяет сохранять высокую боеспособность этого соединения.
Бутылочное горлышко Персидского залива
Ормузский пролив является единственным путем, через который можно поставлять арабские нефть и газ третьим странам. Южное побережье пролива принадлежит Объединенным Арабским Эмиратам, а северное — Ирану. Минимальная ширина — 54 километра, что позволяет иранским вооруженным силам в случае необходимости прекратить движение судов по проливу.
Легкость, с которой Иран может прервать поставки энергоносителей из Персидского залива, не дает покоя Соединенным Штатам, о чем свидетельствует незамедлительное усиление американского военного присутствия в районе Ормузского пролива после недавнего задержания датского контейнеровоза.
Западные ворота в Тихий океан
Малаккский пролив контролируют Малайзия и Индонезия. Высокая пиратская активность в районе пролива способствует повышенному интересу этих стран к новейшей военной технике, подходящей для борьбы с пиратами. Для этих целей правительства Малайзии и Индонезии активно закупают вооружения российского производства. Попутно с военным налаживается и экономическое сотрудничество. Год от года растет товарооборот, улучшаются российско-малайзийские и российско-индонезийские культурные связи.
Кроме того, существует ряд проектов по строительству Тайского канала через перешеек Кра, либо нефтепровода в том же месте. Это позволит разгрузить оживленную морскую магистраль, и может удешевить доставку нефти к побережью Китая приблизительно на 5 центов за баррель, что при ежегодных объемах транзита через Малаккский пролив дает ощутимую выгоду. Финансироваться эти проекты будут нашим партнером по БРИКС — Китайской народной республикой, а значит, и контролироваться ею же.
Восточные ворота в Тихий океан
Интересная ситуация сложилась и с Панамским каналом. Формально он принадлежит Панаме (однако только с 1999 года), но у США сохранилось достаточно возможностей, чтобы, руководствуясь собственными нуждами, перекрыть шлюзы.
Последние восемь лет идет модернизация канала, которая в теории обеспечит увеличение пропускной способности вдвое. На данный момент заканчиваются работы по установке створок шлюзов, а полноценная работа новых рукавов начнется не ранее апреля следующего года.
Поскольку США явно контролируют работу Панамского канала, Китай и Россия планируют построить дублирующий канал, который пройдет по территории Никарагуа. На долю Китая выпадает финансирование, Никарагуа обеспечивает рабочую силу, а России досталась охрана строительства и функционирования канала от возможных посягательств со стороны США. Окончательные договоренности по этому вопросу, по всей видимости, были достигнуты, когда в Манагуа побывал Сергей Лавров. Да и президент РФ во время своего латиноамериканского турне неслучайно в Никарагуа завернул.
http://tass.ru/politika/1852861
Планируется, что строительство Никарагуанского канала начнется осенью этого года, а закончится в 2019 году. По проекту глубина канала составит 27.6 метров, ширина 83 метра, что позволит пропускать суда вдвое большего тоннажа, нежели Панамский, даже после его реконструкции. Фактически Никарагуанский канал должен обеспечить проход танкеров с венесуэльской нефтью в Тихий океан прямиком из Карибского моря. Таким образом, к проекту, возможно, подключатся венесуэльские, а в перспективе и бразильские компании.
И что в итоге?
Как мы видим, стабильный контроль Америка сохраняет только над трансатлантическими маршрутами. На сегодняшний день — это центральная магистраль морских перевозок, однако прогнозируемое смещение точки экономического роста в страны азиатско-тихоокеанского региона снижает значение этого маршрута. Зато возрастает значение указанных выше узловых точек, которые постепенно оказываются под контролем России и ее союзников.
Кроме того, в связи с расширением работ по добыче природных ресурсов на шельфе Северного Ледовитого океана и перспективой увеличения грузопотоков по Северному морскому пути, возникает еще одна узловая точка — Берингов пролив, один из берегов которого, как известно, российский.
ИСТОЧНИК: politrussia.com