Украину приговорили к скорому дефолту

317779Недавно международное рейтинговое агентство Moody’s обнародовало заключение, общий смысл которого сводится к тому, что реструктуризация долга Украины равносильна дефолту. На первый взгляд кажется, что вывод Moody’s абсурден. Ведь если украинский долг действительно «реструктуризируют», отчего же у Украины столь мрачные перспективы.

В сущности, объяснить это своей аудитории и пытались эксперты Moody’s. Основные предпосылки такого прогноза, с точки зрения Moody’s, следующие. Как известно, Украине в этом году только в виде процентов по уже взятым кредитам предстоит выплатить около 15 миллиардов долларов. А еще только обещанный на этот год транш МВФ, в лучшем случае, составит те же 15 миллиардов.

Да, под жесткие обязательства не использовать эти деньги на «социалку», лишь для внешних выплат — но в итоге все равно Украине остается «пшик». Вместо хотя бы минимального пополнения золотовалютных резервов Нацбанка. Без чего последнему элементарно не удержать уровень гривны в отношении доллара, а финансовую ситуацию — от срыва в гиперинфляцию. В условиях которой говорить о каком-то «экономическом росте» (и залоге возврата старых и новых долгов) не приходится.

Собственно, последний момент международные эксперты, хоть и максимально обтекаемо, и вынуждены были отметить. Дескать, «международные активы Украины слаболиквидны».

В переводе на нормальный язык это означает, что из 5 миллиардов долларов (жалких ошметков от наследства «преступного режима Януковича» величиной в 16 млрд долларов) в реальные деньги можно обратить ну очень малую их часть. По данным из других источников, не больше миллиарда. Остальное — фактически «резаная бумага», которую конвертировать в американские доллары крайне проблематично.

А ведь если все кредиты МВФ пойдут лишь на выплату текущих долгов, откуда Киеву брать деньги для оплаты за тот же российский газ? Да и за любой импорт, наконец, включая американские и европейские товары?

Потому, собственно, международные банкиры и поставили Украине условие: или она договаривается с кредиторами о реструктуризации долгов, или вышеупомянутого дополнительного транша ей не видать. Без чего банкротство станет уже не полемическим оборотом речи, а вполне определенной юридической и финансовой констатацией состояния Украины.

Между тем переговоры насчет отсрочки выплат пока ни к чему определенному не привели. Западные держатели украинских долгов уже однозначно заявили, что основную их часть списывать точно не будут — насчет «немного подождать» пока колеблются. Россия не согласна и на отсрочку по своим 3 миллиардам, данным еще Януковичу — достаточно и того, что Москва не требует их досрочного возврата, согласно условиям договора, прямо сейчас, а не в декабре.

Тем не менее, но вдруг все-таки западные инвесторы «дадут задний ход» — и решат предоставить Украине льготы по выплатам этого года? Даст ли это Украине какой-то шанс «выбраться из ямы»?

Увы, но шанса все равно нет. О чем, опять же, напоминает Moody’s. Ведь уже сейчас внешние долги Украины — 126 миллиардов долларов, 70 процентов от ВВП. А в следующем году возрастут еще больше — до 82 процентов. Конечно, те же показатели у США и Великобритании еще хуже. Да только ж у Киева нет «печатного станка», могущего выдавать на гора действительно деньги, а не крашеную бумагу.

Да и почти полностью разрушенные и разграбленные активы, доставшиеся от СССР, не стоят уже почти ничего. Особенно в условиях продолжающейся гражданской войны.

Об этом на днях заявила министр финансов Украины, недавняя гражданка США и сотрудница госдепа, Наталья Яресько, выступая перед Торговой палатой в Вашингтоне. «Меня тревожат не поддающиеся контролю потрясения. Я опасаюсь, что неустойчивое перемирие не удержится, и на востоке произойдет новая вспышка насилия», — заявила Яресько.

При этом министр сделала вид, что не догадывается о том, что больше всего в «новой вспышке на востоке» заинтересованы как раз ее патроны из «цитадели демократии». Ввиду неспособности наладить сносную жизнь на Украине в мирной обстановке.

А еще госпожа Яресько отметила, что опасается «социальных потрясений, которые могут последовать в результате принятых мер жесткой экономии». Ну еще бы — поднять цены на газ в семь раз и при этом стенать, что «бюджет Нафтогаза все равно убыточен — тарифы надо поднимать еще вдвое в течение двух лет». Как тут не опасаться потрясений? Этот момент, кстати, тоже вскользь отражен в докладе Moody’s.

Ввиду всего вышесказанного, становится понятным, отчего американские эксперты сделали столь категоричный вывод: «Реструктуризация долга Украины равносильна дефолту». Который надо понимать в смысле: «Никакая реструктуризация Украине уже не поможет«. Собственно, чисто формальное заключение на этот счет Moody’s сделал еще 25 марта, понизив кредитный рейтинг Украины до самого низкого «преддефолтного» уровня Caa — с прогнозом «дефолт неизбежен».

Надо сказать, что спустя несколько дней после доклада Moody’s свой прогноз по Украине опубликовало и агентство Standard&Poor’s. С таким же мрачным предупреждением — «дефолт неизбежен».

Интересны в данном случае и мотивы таких вердиктов. Ведь понятно, что просто так упомянутые «акулы рейтингов», обычно помогающие Вашингтону топить противников и создавать дутый авторитет сателлитам, подобным заниматься не будут.

Конечно, в данной ситуации нельзя сбрасывать со счетов и мотив не растерять полностью авторитет собственный — искусственно удерживая сносные рейтинги Украины, когда ее экономика дышит на ладан. А то ведь и солидные клиенты могут начать обижаться.

Еще одна возможная причина внезапно проснувшейся объективности американских экспертов — желание использовать аргумент дефолта против несговорчивых кредиторов Киева. Дескать, не хотите идти Украине навстречу в реструктуризации — получите однозначный «шиш» вместо хотя бы слабой надежды полноценного возврата кредитов.

Ну и, конечно, «сердобольный» Запад будет пытаться вовсю использовать «козырь» отказа Москвы от реструктуризации 3-миллиардного кредита Украине. Дескать, мало того, что проклятые москали-агрессоры добивают несчастную «неньку» — так еще и долг ей прощать не желают, хотят до дефолта ее довести!

Какой из этих моментов был наиболее существенным в мрачном, хотя и объективном, прогнозе Moody’s об украинском дефолте — покажет время. Но, в любом случае, в объективности этого прогноза нет ни малейших оснований сомневаться.

Юрий Носовский

ИСТОЧНИК: pravda.ru