В Молдове грядет новая избирательная кампания

Политический кризис в Молдове, который был вызван желанием президента Майи Санду во чтобы то ни стало распустить действующий парламент и провести досрочные выборы, набрал обороты и приобрел совершенно захватывающий характер.

В какие-то моменты создалось впечатление, что представители «вошедших в клинч» сторон уже больше захвачены не конечными результатами, которых они стремятся достичь, а самим процессом противостояния. Правда, оценивая шаги парламента, с одной стороны, и президента, противостоящей им с помощью Конституционного суда – с другой, видно, что действия сторон уже больше рассчитаны на агитационный эффект, который больше присущ избирательной кампании.

И действительно, все в Молдове уже понимали, что выборы в любом случае пройдут в этом году – вопрос состоял только во времени их проведения. Для разных сторон разные даты являются наиболее выгодными. И если для существующего парламентского большинства таким периодом является осень, то для Санду этот срок неприемлем по целому ряду причин. Первая и самая главная заключается в том, что в сентябре заканчивается каденция нынешнего посла США в Кишиневе Дерека Хогана, который хочет вернуться домой, предъявив в качестве результата своей деятельности победу патронируемых им политических сил. Именно по этой причине Хоган предпринимает отчаянные усилия по максимальному приближению даты выборов. Кроме этого, учитывая ту ставку, которая сделана в предстоящем голосовании на европейскую диаспору, так ярко проявившую себя при избрании Санду, в интересах президента и ее партии PAS добиться как можно меньшей явки на выборах внутри страны. А это происходит в Молдове именно в летние месяцы.

При этом партии, составляющие на данный момент парламентское большинство, старались оттянуть проведение выборов на осень именно для того, чтобы не давать преимущества президенту и партии PAS.

Собственно, именно этими соображениями и руководствовались стороны, предпринимая те шаги, которые были сделаны за короткий промежуток с 23 по 28 апреля. Но обо всем по порядку.

В повестку дня пленарного заседания парламента, назначенного на 23 апреля, было заранее внесено рассмотрение и принятие декларации об узурпации власти Конституционным судом. Причиной для вынесения подобной декларации послужило решение КС подтвердить наличие оснований для роспуска парламента, несмотря на то что парламентское большинство выдвинуло кандидатуру посла РМ в России Головатюка на пост премьера. Сомнений в том, что подобная декларация будет принята, не было – слишком велико возмущение депутатов парламента. Однако при этом многие эксперты высказали мнение, что никаких юридических последствий принятие подобной декларации иметь не будет. Депутаты не возражали и, как оказалось, неспроста: вслед за принятием декларации последовало выдвижение вотума недоверия председателю КС Домнике Маноле и аннулирование решения о назначении ее судьей КС.

Это решение парламента стало полной неожиданностью и поставило перед всеми вопросы, на которые поначалу ответов не было. Действительно, согласно Конституции, судьи Конституционного суда не могут быть отозваны со своей должности парламентом – для этого необходимо решение того же КС в составе всех остальных судей.

Но парламент не остановился и на этом. В тот же день депутаты большинством голосов назначили вместо Домники Маноле другого конституционного судью – Бориса Лупашку. Необходимо отметить, что на тот момент одно из мест конституционного судьи оставалось вакантным в связи со смертью в феврале одного из членов КС. Именно на это место и был объявлен конкурс, одним из участников которого был Лупашку.

Теперь об узурпации власти со стороны парламента заговорили сторонники Санду. И. о. председателя пропрезидентской PAS Игорь Гросу призвал всех «на защиту Конституционного суда». Справедливости ради необходимо отметить, что ничего КС не угрожало и никто не пытался туда проникнуть, однако стремление продемонстрировать себя «защитниками Конституции» и «словить хайп» заставило Гросу и его однопартийцев топтаться полдня около здания КС под довольно сильным дождем.

Одновременно оба законодательных акта, принятых парламентом, были «по традиции» обжалованы президентской стороной в том же самом Конституционном суде. В тот же вечер решение парламента в отношении Домники Маноле было приостановлено одной из судей КС Любой Шова, причем в единоличном порядке в качестве и. о. председателя Конституционного суда. А уже во вторник заседание КС в обычном рабочем порядке отменило оба решения парламента, признав их неконституционными.

Абсурд всего происходящего в политическом поле начинает зашкаливать и напоминать пьесы Кафки и Ионеско. Назвать это политикой, а тем более юстицией просто невозможно. Для характеристики событий приходится искать какие-то другие аналогии, порядком значительно ниже. Более всего описываемые события напоминают собой азартную игру на повышение ставок. А для объяснения поступков и мотивов приходит на ум традиция преферанса – бить канделябром игрока, которого поймали за передергиванием карты.

По сути, президент Санду и посол США Хоган занимались именно подобным передергиванием, когда выдвигали кандидатов в премьеры не для того, чтобы сформировать правительство, а чтобы провалить его и распустить парламент. Именно это и вынудило парламентское большинство на шаги, которые многим представляются сомнительными с юридической точки зрения, как и битье канделябром. Впрочем, в сложившейся ситуации ни одна из сторон, участвующих в противостоянии, не вела себя юридически безупречно.

Во многом это обусловлено тем, что само законодательство Молдовы, включая и Основной закон, были приняты в таком виде, что невольно возникает впечатление – это законодательство существует не для того, чтобы его строго выполняли, а для того, чтобы находить многочисленные лазейки для обхода законов. Ну а если добавить к этому Конституционный суд, который работает не ради установления юридической истины, а в качестве члена политической команды, то получается законченная картина.

28 апреля КС рассматривал запрос депутатов PAS о признании неконституционным постановления парламента об объявлении чрезвычайного положения, которое было введено в Молдове 31 марта в связи с тяжелой эпидемиологической ситуацией. После вердикта КС, констатировавшего наличие условий для роспуска парламента, только режим ЧП являлся фактором, не позволявшим Санду распустить парламент. В общем-то, после предыдущих решений КС мало кто сомневался, что запрос депутатов PAS будет удовлетворен. Так оно и произошло: едва КС аннулировал постановление о введении режима ЧП, как Санду объявила, что подписала указ о роспуске парламента и назначении досрочных парламентских выборов на 11 июля.

Правда, есть один нюанс, которому ранее далеко не все придавали значение. В государственном бюджете на текущий год не предусмотрены расходы на проведение парламентских выборов, а финансовые средства специальных фондов уже распределены на закупку вакцин от коронавируса, компенсации экономическим агентам, пострадавшим в период пандемии, повышение заработной платы врачам, работающим с больными COVID-19. Таким образом, учитывая, что, согласно Избирательному кодексу, выборы могут финансироваться исключительно из государственного бюджета, предстоит урезать жизненно важные статьи расходов, затрагивающие здоровье и жизни граждан. И урезать основательно: согласно подсчетам, проведенным на прошлой неделе Центральной избирательной комиссией, на проведение досрочных выборов потребуется не менее 125 миллионов леев.

Что касается прогнозов результатов выборов, то, по общему мнению, они мало что изменят в существующем раскладе сил. Да, пропрезидентская партия PAS увеличит свое представительство в парламенте, но это произойдет за счет электората других проевропейских партий, в первую очередь партии «Платформа DA». Тем не менее все эксперты полагают, что PAS самостоятельно не сможет получить большинство. Единственным шансом может стать появление в парламенте представителей «Нашей партии» Ренато Усатого. Однако заключение коалиции между ним и PAS весьма сомнительно.

С другой стороны, партии, входящие в парламентское большинство в нынешнем парламенте, гарантированно будут присутствовать и в следующем созыве законодательного органа. В первую очередь это касается Партии социалистов.

«На выборы, так на выборы! Мы готовы дать политический бой и доказать, что электорат социалистов надежен, крепок духом и отлично разбирается, кто есть кто во внутренней и внешней политике», — заявил лидер социалистов Игорь Додон после объявления указа Санду о роспуске парламента. При этом накануне Пасхи Додон не исключил возможности того, что Санду придется уже в июне снова ввести в стране чрезвычайное положение из-за ухудшения эпидемиологической ситуации и отложить дату проведения выборов.

Исход выборов и окончательное распределение депутатских мандатов будет зависеть от правильности выбранной стратегии, а также от того, насколько успешно в Партии социалистов проанализировали причины поражения в президентской кампании.