Запад планирует объединить силы с Асадом перед угрозой «Исламского государства»
Расширение террористической группировки ИГИЛ может привести к смене Америкой, Британией и их союзниками в регионе политического курса относительно правительства Асада.
Исламистские войска прорываются в западную Сирию с восточных баз, создавая предпосылки для военного вторжения США с целью остановки их продвижения. В связи с тем, что группировка Исламское государство Ирака и Леванта угрожает захватить весь город Алеппо или его части, взяв под полный контроль антиправительственных повстанцев, возможно США придётся публично или тайно действовать совместно с президентом Башаром аль-Асадом, которого они пытаются свергнуть.
По информации, предоставленной The Independent анонимным источником, Америка уже тайно помогла правительству Асада, передав ему разведданные о точном местонахождении джихадистских лидеров, полученные немецкой разведывательной службой BND. Это может объяснить тот факт, что сирийской авиации и артиллерии случайно удалось обстрелять именно командиров и штабы повстанцев.
Войска сирийской армии ведут ожесточённую борьбу за авиабазу Табка в провинции Ракка, падение которой откроет путь к Хама – четвёртому по величине городу в Сирии.
Далее к северу ИГИЛ захватил ключевую территорию, которая приближает группировку к перекрытию путей снабжения повстанцев между Алеппо и турецкой границей. Халифат, объявленный ИГИЛ 29 июня, уже охватывает восточную треть Сирии, а также четверть территории Ирака. Он простирается от Джалаула, города в 20 милях от Ирана, который пытается вернуть иракская армия и курдские военизированные формирования Пешмерга, до городов в 30 милях к северу от Алеппо.
В четверг вопрос о возможных военных действиях США в Сирии, например авиаударах, возглавил политическую повестку дня, когда председатель Комитета начальников штабов в Вашингтоне генерал Мартин Демпси сказал: «Можно ли победить их [ИГИЛ], не затрагивая ту часть организации, которая находится Сирии? Ответ: нет».
Он подчеркнул, что не предрекает намерений США начать военные действия в Сирии, но Америка хорошо понимает, что имея большое убежище в Сирии, ИГИЛ может выживать бесконечно.
По словам бывшего посла США в Саудовской Аравии Чеса Фримена, генерал Демпси указал на то, что ИГИЛ находится по обе стороны ирако-сирийской границы, и последовательная политика в отношении группировки должна быть проведена по обе стороны.
Генерал Демпси «не уточнил, что под этим подразумевается, но, по-моему, они указывают в направлении сотрудничества с Асадом. Также может подразумеваться обмен разведданными с противниками ИГИЛ, даже с теми из них, с которыми враждуем мы сами. На Ближнем Востоке происходят более странные вещи» отметил Фримен.
Фримен также добавил, что не знает, рассматривается ли вариант обмена разведданными с правительством президента Асада.
На данный момент наиболее актуальной задачей в Сирии является не ликвидация ИГИЛ, а предотвращение его расширения после серии побед группировки в июле и августе.
Сначала ИГИЛ изгнал из богатой нефтью провинции Дейр-эз-Зор на реке Евфрат сирийское подразделение Аль-Каиды Джабхат-ан-Нусра. Затем группировка захватила две значимых базы сирийской армии, одну в провинции Ракка, а другую в провинции Хасаке, где был убит иракский командир полка.
Сирия может предоставить ИГИЛ большие возможности для расширения, поскольку движение пользуется поддержкой суннито-арабской общины: 60 процентов сирийцев – арабы-сунниты, по сравнению с 20-ю процентами в Ираке.
В течение последних трёх лет политика США, Британии и их союзников в регионе была направлена на поддержку «умеренных» сирийских повстанцев, которые, как предполагается, борются с ИГИЛ и другими джихадистами, а также с правительством Асада в Дамаске.
Но поддерживаемая западом Свободная армия Сирии всё больше ослабевает, а такие джихадистские группировки, как Джабхат-ан-Нусра, Ахрар аш-Шам и Исламский фронт не смогли сдержать наступления ИГИЛ.
Исламский фронт отчаянно пытается удержать свой опорный пункт в городе Мареа близ Алеппо после неожиданного наступления ИГИЛ, начавшегося 13 августа и успешно продвигающегося вперёд. До гражданской войны с другими повстанческими группировками, начавшейся в 2014 году, ИГИЛ удерживал позиции в провинции Алеппо и восточнее, в провинции Идлиб, а затем группировка начала отходить, что было воспринято как отступление, но на самом деле являлось сосредоточением боевых сил для использования в Ираке и Сирии.
Несмотря на то, что правительственные войска Сирии потерпели ряд серьёзных поражений в боях с ИГИЛ, в июле им удалось вернуть газовые месторождения Аш-Шаер неподалёку от Пальмиры, и они до сих пор держатся за авиабазу в Табка, где по их словам они убили много боевиков ИГИЛ, в том числе активиста, известного как Абу Мусса.
В целом, в бою с ИГИЛ сирийская армия показала себя намного более эффективной, чем иракская, которая до сих пор не одержала ни одной победы над группировкой. Серия нападений иракской армии на Тиркит, к северу от Багдада, самое недавнее из которых было произведено на прошлой неделе, закончилась для иракской армии неудачно.
Ключевым фактором, способствующим росту ИГИЛ, в особенности ввозу тысяч иностранных боевиков, является использование Турции в качестве пункта входа.
Решив избавиться от президента Асада, премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган на протяжении последних трёх лет держал турецкую границу с Сирией открытой, предоставляя убежище джихадистам, в том числе и ИГИЛ. Сейчас турки говорят, что больше не приветствуют ИГИЛ, но Анкара не сделала серьёзных шагов по закрытию границы.
Полное изменение отношений США, Британии и их союзников с правительством Асада маловероятно, потому что это означало бы признание того, что поддержка суннитского восстания привела к росту халифата.
По словам Фримена он сомневается, что «либеральные интервенты и неоконсерваторы, добивавшиеся смены режима в Сирии, могли изменить курс. Чтобы это сделать, им пришлось бы признать, что они несут значительную ответственность за узаконивание бессмысленного насилия, которое привело к смертям 190 тысяч сирийцев».
Фримен считает, что ИГИЛ невозможно остановить путём прямого штурма, и что лучше было бы повременить и дождаться, пока группировка будет уничтожена собственными саморазрушительными инстинктами.
«Я не знаю, как их можно изолировать без сотрудничества с Сирией, а также с Саудовской Аравией, другими арабами Персидского залива, Ираном, Россией и Турцией» говорит Фримен.
Другими словами, учитывая разногласия в Вашингтоне и вражду на Ближнем Востоке, такая степень сотрудничества вряд ли станет провозглашённой политикой.