Зрелищ навалом, а хлiба нема, или Кое-что о майданах

евромайдан1После распада СССР многие политологи утверждали: одной из самых быстроразвивающихся стран из когорты новоявленных независимых государств станет Украина. Но, увы, судя по нынешним экономическим показателям и негативным рейтингам, присвоенным этой республике в последние дни, ситуация здесь просто аховая. И не последнюю роль в таком развитии событий сыграли «майданные настроения».

Вначале – экономика

Тысячу раз прав был казахстанский Президент, провозгласивший после обретения страной независимости принцип развития государства, заключавшийся в немногословной формуле «Вначале – экономика, потом – политика». Все просто: человек, которому есть что терять (оплачиваемую работу, трудовой коллектив, в котором тебе комфортно, цивилизованные отношения внутри сообщества), всегда будет заинтересован в сохранении сложившейся ситуации. Но вот ежели ты доведен до отчаяния – тут любой призыв пойти на баррикаду сработает незамедлительно. И исходя из этого приоритет в стране был отдан безотлагательному решению экономических проблем.

Многие уже, быть может, подзабыли, но одна из первых программ независимого Казахстана называлась «Год поддержки села», и именно в этот период большой объем финансов был направлен на то, чтобы не допустить в сложнейший период в истории страны обеднения огромной массы сельского населения, которое на тот момент оказалось в разряде самых уязвимых. Средства на развитие сельских территорий направлялись просто колоссальные. И положение, пусть не сразу, но начало меняться в лучшую сторону.

Следующий этап – перенос столицы Казахстана. Немало в ту пору нашлось политических критиков, заявлявших о безрассудности подобного шага и предлагавших озаботиться в первую очередь вопросами языковой политики, «восстановления исторической справедливости»… Но Глава государства вновь отдал приоритет экономике, и мультипликативный эффект не замедлил сказаться. Каждой области было предложено построить в новом административном центре по нескольку зданий. Заработала в регионах стройиндустрия, и вот уже появились в местных СМИ объявления с короткой надписью «Требуются на работу».

В глобальном мире страна не может выжить в одиночку. И этот принцип тоже был взят Казахстаном за основу на заре независимости. Достаточно вспомнить март 1994 года. Московский государственный университет им. М. Ломоносова. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в зале ученого совета МГУ выступает с яркой речью о дальнейшей судьбе стран Содружества и предлагает перспективу – формирование Евразийского союза. Многие тогда также скептически отнеслись к идеям евразийства, провозглашенным Главой Казахстана. И лишь позже пришло понимание – страны, которые на протяжении почти столетия были объединены экономически, получат только выгоду от дальнейшего сотрудничества, тем более что между ними сложились прочные связи.

Богатый потенциал практического евразийства, как отмечают нынче политологи, состоит в том, что оно разрешает внутренние противоречия глобализации между усилением глобальных взаимосвязей и многополярностью мира путем создания региональных объединений на принципиально новых основах равноправия и уважения друг к другу. Но ни к чему хорошему не приведет политика, когда «вопреки даже очевидным геополитическим фактам страны провозглашают идею одностороннего исторического выбора страны вне евразийского пространства». Это происходит в том случае, считает председатель исполкома Евразийской ассоциации университетов Александр Сидорович, если провозглашается тезис об однозначности и окончательности «европейского выбора», а годы совместной истории наших народов представляются лишь как годы подавления одним народом других.

Незалежность. Пусть камни лежат

Можно назвать еще немало экономических нововведений и интеграционных инициатив, позволивших бывшему сырьевому придатку СССР избежать социальных потрясений за счет эффективных экономических мер. Именно благодаря им страна поставила перед собой новую амбициозную цель – войти в число тридцати самых развитых государств мира. Но почему иной результат демонстрируют нынче некоторые бывшие постсоветские страны, которые на момент распада СССР оказались в несоизмеримо лучшей ситуации, нежели Казахстан?

Возьмем для примера Украину – страну, в которой были сосредоточены крупнейшие промышленные предприятия Союза, позволяющие если не одномоментно, то в ближайшей перспективе создать реальные предпосылки для вывода государства на весьма значимые позиции.

Да, надо признать, и Украина оказалась поначалу в непростой ситуации – разрушились экономические связи, бал начал править бартер. Казалось бы, вот он – благоприятный момент, когда, подобно государствам Прибалтики, следует распрощаться с прошлым и воззвать о помощи к Европе. Но украинцы тогда тоже понимали: вначале следует озаботиться экономикой, а значит, развивать связи внутри СНГ, где ее товары по-прежнему котируются, а не идти со склоненной головой на «европейский подиум».

Опять же вспомним (а без обращений к прошлому никак не обойтись), что ныне действующий Таможенный союз вполне мог состоять не из трех, а из четырех государств-членов. Еще десять лет назад – в феврале 2003 года – президенты России, Казахстана, Беларуси и Украины заявили о намерении сформировать Единое экономическое пространство, а 19 сентября подписали соответствующее соглашение. Годом позже в Астане был утвержден перечень соответствующих документов, но…

Мне хорошо памятен тот саммит под Ялтой. Еще не совсем теплое море, но уже расцветающая природа, пышные деревья в зоне официальной резиденции украинского лидера, где должно было состояться подписание договоров по ЕЭП. Нас, журналистов, тогда продержали под солнцем около четырех часов. А вот пресс-конференция, которую с таким нетерпением все ждали, получилась суперкороткой.

Ее итог можно было обозначить лишь одним коротким словом – «ничего». А вскоре стало ясно и другое: взамен экономического принципа по восстановлению и укреплению связей с бывшими партнерами по СНГ Украина решила сыграть на политическом аспекте – Евроатлантической интеграции (вступлении в Евросоюз и НАТО).

Многое случилось после этого потом: были и газовые споры с Россией, и стычки с европейцами по поводу правозащитных механизмов, и коллизии относительно участия в структурах Содружества… Колебалась страна – «то туда, то сюда». Сменилась власть. Замаячила на горизонте возможность подписания Украиной с ЕС соглашения об ассоциации.

Самое интересное, что поначалу (задолго до евромайдана) европейские политические институты фактически изо дня в день «долбили» Украину по поводу якобы несоблюдения демократических принципов права. В ход шли и доводы по вопросам содержания под стражей Юлии Тимошенко (она же – Григян, она же – Телегина), и аргументы относительно зажима свободы слова, и завуалированные «указивки» относительно выстраивания связей с постсоветским пространством… Но вот когда власти Украины накануне подписания в конце ноября прошлого года договора о евроассоциации вдруг вспомнили об СНГ, разразился форменный скандал.

И были в одноминутье забыты и правовые «прегрешенья» Украины, и ее несговорчивость по поводу некоторых европейских принципов… «Мы к вам со всей душой, а вы вон как», – раздалось с Запада. А потом возник он – тот самый «евромайдан».

Около 1,5 тыс. недовольных решением правительства Украины приостановить подготовку соглашения об ассоциации с Евросоюзом собрались в конце ноября на Майдане независимости в Киеве. Но тогда речь шла только о небольшом числе оппозиционеров. Зато потом на акции протеста по поводу отказа властей приостановить процесс подготовки к заключению соглашения об ассоциации с Евросоюзом, назначенный на 28 ноября, вышли те, кому любые решения, что называется «до лампочки». Майданом начал править купленный контингент.

…Приехавший недавно из Украины товарищ рассказал такую вот историю. Зашли они с супругой в один из «обменников», дабы поменять долларовую наличность на гривны – нужно было купить подарки друзьям-казахстанцам. Тут врываются в обменный пункт господа, явно считающие себя привилегированной частью общества. Без обиняков оттеснив всех стоявших в очереди, с рычаньем бросают кассирше долларовые сотни: «В темпе, меняй на десятки». Зачем, чуть позже стало понятно: ребятки понеслись выплачивать «суточные» тем, кто добросовестно простоял на евромайдане, протестуя сами не зная, против чего. А таких людей здесь нынче – большинство.

Вы думаете, что «евромайдановцами» движет исключительно идея? Охолоните и зайдите в Интернет, где легко найдете расценки за «оплаченный патриотизм». Прайс-лист достаточно детализированный. Просто постоял на майдане – получи 30 долларов. Прошелся с флагом – получай пятидесятку. Пошел на стычку с полицией – герой, держи свою сотню. Ну а уж если отметился в видеорепортаже в западных СМИ – тут и вовсе супермен: жди своей тысячи… Тем более если взял в руки булыжник.

А бьют ведь своих. У того же полицейского – семья. Жена. Дети. И говорят они по-украински. И по мови с соседями гутарят. И знаменитый украинский борщ готовят. Да и просто – детей растят. А сосед – из бросивших камень – вполне возможно, из вчерашних поздоровавшихся, да только сегодня иудину долю в 30 долларов получивший.

В течение последних двух недель крупнейшие мировые рейтинговые агентства понизили рейтинг Украины если не до «мусорного», то близко к тому. Почему? Ведь эта страна обладает огромнейшим экономическим потенциалом! Ответ прост – в угоду политике Украина почти забыла об экономике.

А, кстати, так ли уж нужна ее экономика Европе? В период кризиса в Греции дело едва не дошло до того, что Старый Свет готов был распрощаться с эллинами, выкинув страну из еврозоны. Но там число жителей составляет всего порядка пяти миллионов против почти пятидесяти в Украине. Извините, господа европейцы, а вы готовы в ту самую пору, когда плачетесь по поводу проблем безработицы, принять огромную армию безработных из незалежной Украины?

Капитал, которого нет

Вряд ли тот самый волонтер, который прибежал в «обменник» для размена денег, получил эти средства от истинных украинцев. Как вряд ли и то, что кто-то из «майданников» спросил об их происхождении. А ведь стоило бы. Не из обедневшего ВВП страны они ведь взялись. Кто-то вкинул большую массу «зеленых» не на рост экономики, а на рост протестных настроений.

…Уж сколько лет прошло, но не забывается фотография (причем европейские демократические установки запрещали публиковать подобное, а вот же – разрешили) головы Саддама Хусейна. Как не забываются призывы «поборников демократии» уничтожить оружие зла на этой земле. Итак, Саддама нет, не найдено и ОМУ в Ираке. С диктатором покончено. Мир в безопасности. Но, дорогой читатель, зайди в любую сводку новостей и получишь уж ставшую «скучною» сводку: каждый день здесь происходят теракты и каждый раз их жертвами становятся простые граждане. Это и есть демократия?

Тунис… Египет… Во всех странах, переживших за последнее время цветные революции, не стало жить лучше. Напротив, и экономика просела, и число терактов увеличилось. А патриотизм? Да полно, господа. Тикают прежние ораторы, куда только возможно. Но только мест для убежища все меньше становится.

Вон и демократическая Европа антимигрантски заговорила. Швейцария на днях сказала «нет». Тут же Норвегия об аналогичном референдуме заговорила. Францию уже давно в антицыганских настроениях обвиняют. Греции и Италии надоело африканцев принимать.

Ау, украинцы, а вас точно так уж сильно ждут в Европе? Иль, может на восток все же оборотитесь? Как говаривал незабвенный профессор из булгаковского «Собачьего сердца»: «Двум богам служить нельзя!». А вместе мы, глядишь, и со штанами, и с шароварами разберемся… Перечитайте, однако…

Сергей Нестеренко

ИСТОЧНИК: kazpravda.kz

Подпишитесь на Telegram-канал "Евразийская Молдова": самые свежие новости, аналитика, обзоры и комментарии о развитии Евразийского экономического союза. Подписаться >>>