С 5 февраля 2023 года вступило в силу эмбарго на ввоз российских нефтепродуктов в Европу.
Также с этого дня страны Евросоюза и G7 установили ценовой потолок на морские перевозки нефтепродуктов из РФ. Дипломаты ЕС приняли два ограничения цен – 100 и 45 долларов за баррель. В ответ на это Россия перестала поставлять нефть и нефтепродукты иностранным покупателям, соблюдающим лимит стоимости.
Психологическое давление и дефицит нефти на мировом рынке
По словам заместителя генерального директора Института национальной энергетики Александра Фролова, вводя эмбарго на российскую нефть и нефтепродукты, западные страны преследовали экономические и политические цели – нанести удар по России, ослабить ее экономику и снизить доходы. Но по большей части страдать начали сами страны Евросоюза и США.
«Решение об эмбарго принималось исходя из прогноза, что поставки российской нефти и нефтепродуктов будут быстро и с радостью замещены поставками из стран Ближнего Востока. Но после того, как решение об эмбарго было принято, страны Ближнего Востока заявили, что у них нет технической возможности обеспечивать поставки в Европейский союз и другие страны, которые ввели эмбарго против России. То есть замещать Россию они не готовы», – сообщил Фролов.
Эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков объяснил, что после введения эмбарго Россия не могла мгновенно переориентировать свои объемы поставок нефти, поэтому ей пришлось сократить экспорт, что привело к большому дефициту предложений на мировом рынке и подорожанию нефти. По словам эксперта, от этого начали страдать в первую очередь страны Евросоюза и США.
«Получилось так, что Европейский союз, приняв решение об эмбарго, по сути создал условия для возникновения дефицита как на своем рынке, так и на мировом», – подчеркнул Александр Фролов.
После этого, по словам Игоря Юшкова, в целях снижения стоимости нефти и устранения дефицита сырья западные страны решили установить потолок цен.
«Таким образом Россия будет много экспортировать, но не зарабатывать, считает Запад. Но реализовать идею потолка цен крайне сложно, потому что необходимо тотально контролировать механизм, с помощью которого ты заставляешь Россию экспортировать по определенной цене. Они поняли, что, если кому-либо запрещать покупать у России нефть дороже 60 долларов за баррель, тогда это чревато сокращением экспорта и очередным дефицитом. И тогда они решили запретить перевозить ее», – пояснил эксперт Фонда национальной энергобезопасности.
Руководитель центра анализа стратегий и технологий развития ТЭК факультета комплексной безопасности ТЭК РГУ нефти и газа (НИУ) им. И. М. Губкина Вячеслав Мищенко считает, что санкционные ограничения Запада носят в первую очередь психологический характер. По его словам, они направлены не только против России, но и других стран, которые продолжают покупать нефть из РФ.
«Это психологическое давление, запугивание не только российских компаний, но и тех третьих стран, которые по-прежнему работают на рынке нефти и активно покупают российскую нефть. Это в первую очередь Индия, которая выстрелила в плане объема за 2022 год, тот же самый Китай (несмотря на все его ограничения, он является крупнейшим потребителем нефти), Турция и другие страны», остановить экономическое развитие и потоки на глобальном рынке одним лишь документом невозможно – экономика так не работает.
Почему поставки нефти из РФ в Европу не прекратились
Александр Фролов объяснил, что нефтяное эмбарго не означает полного прекращения поставок российской нефти в Европу. На сегодняшний день как минимум четыре страны Евросоюза имеют разрешение на импорт нефти из РФ.
«Нефтяное эмбарго было введено 5 декабря 2022 года. Поставки нефти, купленной до 5 декабря, продолжались до 19 января. Есть ряд стран, получивших исключения, – это Болгария, Чехия, Словакия, Венгрия, которые продолжают получать российскую нефть. Болгария будет получать ее до конца 2024 года, а Венгрия, Чехия и Словакия до особых распоряжений. Сейчас в непонятном и подвешенном состоянии находятся Германия и Польша, которые вроде как не получали исключений, но поставки которым по какой-то причине в мизерных, но заметных количествах поступали в январе», – поделился подробностями специалист.
Кроме того, с 5 февраля 2023 года вступило в силу эмбарго на российские нефтепродукты – дизельное топливо, бензин, мазут. По словам Фролова, запрет будет так же распространяться на подавляющее большинство стран, кроме тех, которые получили исключения.
«Но эти исключения носят ограниченный характер. И те объемы, которые были куплены до 5 февраля, должны быть доставлены до 1 апреля», – подчеркнул эксперт.
Теперь в России на повестке будет стоять вопрос с экспортом не только нефти, но и нефтепродуктов, говорит эксперт Финансового университета. «России нужно будет пристраивать теперь не нефть, а мазут и дизельное топливо. Возможно, придется немного сманеврировать в сторону сокращения переработки и увеличить экспорт сырой нефти, а не нефтепродуктов, потому что найти достаточное количество танкеров для перевозки нефтепродуктов сложнее, чем нефти, потому что их в принципе в мире меньше», – отметил Юшков.
Могут ли Индия и Китай присоединиться к нефтяным санкциям
По словам экспертов, ценовой потолок направлен не на покупателя нефти, а на ее перевозчика.
«Покупатель может приобретать по любой цене. В санкциях ЕС и США прописано, что если нефть к тебе дошла каким-то образом, то ты можешь ее купить по любым ценам у себя в порту и тебе за это ничего не будет, – говорит Игорь Юшков. – Потолок цены – это против перевозки. Когда какая-то страна присоединяется к потолку цен, это значит, что она своим судовладельцам и танкерам запрещает перевозить нефть, если ее цена превышает 60 долларов за баррель. То есть это про перевозку, а не про покупку».
Если Россия теоретически согласится на ценовой потолок, то ей всего лишь разрешат пользоваться услугами западных компаний для перевозки нефти.
«Потолок цен дает лазейку не из эмбарго (эмбарго продолжает действовать), а для транспортировки. То есть если Россия подчиняется системе предельных цен и продает нефть в рамках потолка цен, то ей снова разрешают пользоваться услугами западных компаний, занимающихся морскими перевозками. Не более того», – разъяснил заместитель гендиректора Института национальной энергетики.
Коалиция по ограничению цен на российскую нефть состоит из стран Евросоюза, G7 и Австралии.
«Сейчас в этой коалиции присутствует только одна страна, которая имеет право и дальше покупать российскую нефть и на которую распространяются ограничения, связанные с системой предельных цен, – это Австралия. Больше там нет ни одной страны, на которую распространялись бы эти ограничения либо которая имела право нашу нефть покупать», – заметил специалист.
Индия и Китай вряд ли будут присоединяться к нефтяным санкциям, поскольку этим странам такое решение просто невыгодно.
«Индия и Китай являются миллиардными странами. У них есть насущная необходимость снабжать экономику, энергетику ресурсами. И возможность сейчас покупать российскую нефть со скидкой, которую нашли индийские и китайские компании, дает им большую фору по отношению к западным экономикам», – объяснил Вячеслав Мищенко.
Кроме того, по словам Фролова и Юшкова, Индия и Китай не станут присоединяться в связи с ответной мерой России на введение нефтяных ограничений Запада, которую утвердил Владимир Путин 27 декабря 2022 года.
«В любом случае им нет смысла присоединяться, потому что Россия заняла четкую позицию: тем, кто присоединяется, мы продавать не будем. Я думаю, что Индия и Китай не станут рисковать и даже на словах к чему-то присоединяться», – добавил Юшков.
Европа загнала себя в тупик
Приняв решение об эмбарго на российскую нефть, Европа, по сути, загнала себя в тупик, считает Мищенко. С введением нефтяных санкций против РФ не все европейские страны оказались способны снабжать себя необходимым сырьем.
«Объединенная Европа импортозависима. По нефти это была где-то одна треть, по газу – одна четвертая объема поставлялась из России на европейский рынок. Сейчас с разрушением отношений, инфраструктуры, естественно, уже такой позиции не будет. Как быстро и как надежно Европа сможет заместить эти ресурсы – большой вопрос. Потому что сейчас из одного большого источника, разбив его и перекрыв, они делают некий пазл, каждый месяц пытаясь найти некий объем где-то на свободном рынке, это, конечно, сразу опускает на другой уровень вопросы безопасности и стабильности поставок», – рассказал эксперт.
Особенно сложная ситуация с энергетикой складывается в Германии и Великобритании. Основной удар в этих странах пришелся не только по населению, но и по промышленному сектору.
«Основной потерпевший из этой истории – это немецкая и британская промышленность, потому что вопрос не в том, кто кому поставляет, а вопрос в дефиците ресурсов и заоблачных ценах, которые делают любое производство – а это и металлургия, и нефтехимия, и минеральные удобрения, и дальше уже сельское хозяйство – убыточным, в целом нерентабельным», – сказал Мищенко.
Особняком в этом плане стоят США, поскольку они имеют возможность решить свои энергетические проблемы. «За последние полтора десятка лет США в плане традиционной энергетики стали самодостаточными. И сейчас, попав в эту ситуацию, они активно наращивают добычу как газа, так и нефти. Основным бенефициаром всего 2022 года, если мы посмотрим по вариантам экспорта газа и нефти, являются США», – подчеркнул специалист.
«Экспорт не должен быть священной коровой для России»
С введением нефтяного эмбарго Россия постепенно перенаправляет свои потоки в другие страны. По словам Вячеслава Мищенко, выстраивается новая модель бизнеса. Однако самой уязвимой точкой остается ценообразование. Эксперт объяснил, что на данный момент определение котировок на спотовом и биржевых рынках происходит на западных площадках, что представляет большую проблему для российских экспортеров. В то же время, считает Мищенко, экспорт не должен быть для России священной коровой. По словам эксперта, имея ресурсы, страна сможет сама себя обеспечивать на протяжении какого-то времени.
«Если мы видим, что сейчас не очень рентабельно, невыгодно или вообще в принципе нет смысла эти ресурсы продвигать, нужно спокойно заниматься своей экономикой. На первом месте должны быть интересы национальной экономики России. Нефти и газа нужно добывать ровно столько, сколько нам нужно в первую очередь для экономического развития, для организации нормального быта, производства, для развития новых регионов, для движения в сторону востока, юга и так далее», – заключил собеседник РЕН ТВ.
Как действуют западные ограничения на российские ресурсы
5 декабря 2022 года вступило в силу эмбарго на ввоз российской нефти в страны Евросоюза и Великобританию, а также начал действовать потолок цен на нефть. Ценовой потолок касается поставок российской нефти в третьи государства и предполагает ограничения по оказанию услуг компаниями из стран, принявших такие меры. Ограничения на уровне 60 долларов за баррель поддержали страны ЕС, G7 и Австралия. Аналогичные меры для российских нефтепродуктов начали действовать 5 февраля 2023 года. 27 декабря 2022 года президент России Владимир Путин подписал указ об ответных мерах на введение потолка цен на нефть. Согласно документу, вводится запрет поставки нефти и нефтепродуктов из России тем, кто прописывает в контрактах потолок цен. Также запрещается продавать нефть иностранным покупателям, если в контракте используется механизм фиксации предельной цены. Отмечается, что поставки российской нефти в страны, которые ввели потолок цен, будут возможны лишь на основании спецрешения главы государства. Указ действует с 1 февраля 2023 года.
После введения ценового потолка Россия сократила морские поставки нефти для Запада в несколько раз. По предварительным данным, экспорт нефти был перенаправлен на Восток: так, значительно увеличились поставки нефти из РФ в Индию, КНР, Египет и Турцию. По словам аналитиков, Россия перестраивает цепочки поставок и выходит на новые рынки сбыта.
С 15 февраля 2023 года также начнут действовать ограничения в отношении российского газа. 22 декабря 2022 года Совет Евросоюза утвердил динамический потолок цен на газ на уровне 180 евро за мегаватт-час. На сайте Совета указано, что механизм корректировки рынка направлен на защиту граждан и экономики от чрезмерно высоких цен.
Потолок цен на российский газ начнет действовать в том случае, если биржевая цена будет выше потолка в течение трех дней. Тогда запрету будут подлежать сделки, в которых цена на газ будет на 35 евро за мегаватт-час выше ориентировочной стоимости сжиженного природного газа, основанной на корзине основных международных хабов.
Источник