Итоги трех лет президентства Майи Санду: «экономический коллапс»
Президент Молдовы Майя Санду заявила в честь трехлетней годовщины своего избрания, заявив, что в 2020 г. была «одержана важная победа».
Глава республики считает, что под ее руководством страна движется к «лучшему будущему», однако результаты первого тура местных выборов показали разочарование избирателей во власти, отмечают эксперты. Решения администрации Санду и правящей партии привели к рекордной инфляции и росту уровня бедности, падению промпроизводства и высокой миграции из страны. Чем такой расклад обернется для правящей партии во втором туре , а в перспективе – на следующих парламентских и президентских выборах, в интервью «Евразия.Эксперт» оценил экс-депутат парламента Молдовы Николай Паскару.
– Господин Паскару, 15 ноября исполнилось три года, как молдаване избрали Майю Санду президентом Молдовы. Как запомнили эти три года ее деятельности молдоване? Уровень жизни упал или вырос?
– Конечно, если взять экономические показатели, которые в Молдове зафиксированы за последние три года, то у нас практические сформировался экономический коллапс. Самая большая инфляция в Европе – на уровне 38-39%. Согласно соцопросам, рейтинг партии PAS и самой Майи Санду снижается. Ее рейтинг завышают только заказные политические опросы, различные иностранные НПО, которые стараются поддержать ее имидж. Молдаване недовольны. В основном это показывают результаты местных выборов.
Многие аналитики предсказывают очередные досрочные парламентские выборы совместно с президентскими. И эта тема звучит уже очень часто, потому что экономическая и политическая программы партии PAS, реформы в сфере юстиции являются провальными. Это доказал Европейский суд по правам человека, который оправдал генерального прокурора и в принципе, выступил с предложением восстановить его в должности.
Люди очень недовольны. Мы видим, что в самых больших и ключевых регионах страны – Гагаузии, Бельцах, Бричанах и других – выбраны в мэры либо представители левосторонних сил, либо другие кандидаты, – лишь бы не было активистов PAS. И это сигнал.
Даже многие западные партнеры недовольны партией PAS, потому что права очень многих граждан были ущемлены из-за закрытия около 9 телеканалов. Это нарушает свободу слова. В партии PAS кроме диктатуры мы ничего не замечаем.
– Как Вы объясните провал кандидатов от PAS на местных выборах? О чем это говорит?
– В принципе, за три года люди уже все поняли, потому что на местах было мало инвестиций. Даже, по словам Санду, инвестиции распределялись по «партийной принадлежности». Она сама говорила, что если в районе голосуют не за евроинтеграцию или не за кандидатов партии PAS, там не будут получать какие-либо пособия или помощь. Это большая проблема: ни одна партия страны не разделяла общество так, как это делает PAS. Это очень примитивно, и поэтому на выборах избиратели «наказали» PAS, отдав предпочтение другим политическим силам.
– Всеобщие местные выборы считают «тестовыми» перед президентскими, которые намечены на 2024 г. Правящая партия не сумела одержать убедительной победы. Насколько это опасно для Майи Санду?
– Да, выборы в местные органы – это тест перед предстоящими парламентскими и президентскими выборами. И самое интересное – мы в последнее время видим, что Санду отходит от политики своей партии. Она пытается откреститься от этих неудач и делает все возможное, чтобы начать президентскую кампанию, выступить с другими лозунгами. Но в схватке кандидатов в будущей президентской гонке у нынешнего президента будет все меньше и меньше шансов.
– Каковы Ваши ожидания от второго тура?
– По стране многие готовятся ко второму туру. Это большие города – Бельцы, центральные, северные и южные зоны страны. Началось формирование союзов на местах, коалиций, чтобы уже выбрать муниципальные и районные советы. В связи с этим идут очень серьезные переговоры о будущих президентской и парламентской кампаниях. Хотя у правящей партии есть огромнейшие административные ресурсы, в основном лидеры разных политических партий формируют блоки против PAS. Оппозиция надеется на ослабление правящей партии.
– Чем обернулась для Молдовы переориентация режимом Санду внешней политики в сторону Запада?
– Я бы не сказал, что именно режим Санду повернул Молдову в сторону Запада. Если мы вспомним того же президента Воронина, который был председателем Коммунистической партии, то он после избрания на второй срок повернул страну в сторону Запада и начал реформы, которые с одной стороны были нужны для модернизации Молдовы, но с другой – принесли потери.
Приоритетом нашей страны является нейтральность, независимость и следование национальным интересам. Всякие внешние ориентиры ведут сугубо к экономическим потерям страны, либо к миграционным потерям, потому что люди покидают страну из-за безработицы, маленьких зарплат и высоких цен.
Хорошие условия невозможны без дружеских отношений со всеми странами, с которыми соседствует Молдова. На сегодняшний момент мы видим навязывание европейского курса. Наверное, это из-за конфликта на Украине и потому, что совместно с украинским пакетом нас пытаются быстрее без реформ подтолкнуть к евроинтеграции. Это огромнейшая проблема для страны, где не существуют права человека, свобода слова, поэтому ее нельзя назвать демократической и по-настоящему европейской.