Как совместить зону свободной торговли и Таможенный союз?
Иннокентий Адясов, член экспертно-аналитического Совета при Комитете по делам СНГ Государственной Думы
В начале сентября должен вступить в силу обновленный договор о зоне свободной торговли стран СНГ – по правилам это происходит через 30 дней после того, как третья страна, которая ратифицировала документ, подаст документацию о ратификации в депозитарий Содружества.
Третий, который не лишний
Президент Украины Виктор Янукович подписал Закон № 5193-VI «О ратификации Договора о зоне свободной торговли в СНГ» девятого августа. Украина как раз и стала третьей страной (ранее соглашение прошло через парламенты России и Белоруссии), ратифицировавшей данный договор, и уже в сентябре новое интеграционное объединение начнет функционировать на постоянной и, главное, четко регламентированной основе. Сейчас Исполком СНГ активно ведет работу по формированию исполнительных органов ЗСТ: странам-подписантам предложено в ближайшее время заявить своих кандидатов в формируемые институты, в частности, в состав наднациональной комиссии независимых экспертов (она будет решать спорные вопросы функционирования ЗСТ в соответствии с нормами ВТО). В Исполкоме СНГ подчеркивают, что в договоре о создании зоны свободной торговли особо зафиксировано положение о неиспользовании санитарных и фитосанитарных норм для регулирования торговли (нормы могут применяться только для защиты здоровья людей). В случае невыполнение одной из сторон решений комиссии, другая сторона получает легитимное право на ответные санкции. Таким образом, ситуации, подобные запрету доступа украинских сыров на российский рынок из-за высокого содержания пальмового жира, с сентября 2012 года уйдут в историю (другой вопрос, захочет ли сам потребитель покупать такой сыр? но это будет уже выбор российского потребителя, а не Роспотребнадзора).
Киев в выигрыше
Оппоненты Виктора Януковича пытаются представить ратификацию Киевом данного договора как внешнеполитический и экономический проигрыш (по их логике, Украина оказывается в сфере российского экономического влияния и перспективы, пусть и весьма туманные, заключения соглашения об ассоциации между Киевом и Брюсселем становятся совсем призрачными). Мягко говоря, украинская оппозиция лукавит. На данный момент именно Киев стал главным выгодоприобретателем от создания зоны свободной торговли в Содружестве. Дело не только в уже упоминавшемся сыре (более 80% этого молочного продукта Украины приходится на российский рынок), но и в облегчении доступа на рынок РФ главного экспортного товара Украины — металлопродукции, включая трубы. «Урегулированы некоторые вопросы поставки украинской трубной продукции на рынок Таможенного союза России, Казахстана и Беларуси», — уже сообщила пресс-служба секретариата кабинета министров Украины. Так, некоторые виды украинских труб до конца 2012 года будут экспортироваться в РФ без уплаты дополнительной антидемпинговой пошлины. То есть во время начала второй волны мирового кризиса и повсеместного введения странами ЕС защитных мер по отношению к продукции из третьих стран, Киев смог гарантировать себе (правда, с определенными оговорками ) стабильный рынок сбыта в России. Но этот уровень преференций для украинской стороны явно недостаточен. Как уже заявил Валерий Мунтиян — правительственный уполномоченный по вопросам сотрудничества с РФ, государствами — участниками СНГ, Евразийского экономического сообщества и другими региональными объединениями, «мы планируем начать переговоры с РФ по снятию ограничений по транзиту, чтобы мы могли иметь доступ к среднеазиатскому газу, как к альтернативе. Второе — это снятие экспортных пошлин, в частности, установленных Россией на нефть» (вывозные пошлины на газ для Украины уже отменены в рамках Харьковских соглашений. Отмена же вывозной пошлины на нефть и нефтепродукты будет стоить бюджету РФ около 4-5 млрд долларов в год). Действительно, договор о создании ЗСТ в Содружестве содержит норму о возможности отмены вывозной пошлины на нефть и нефтепродукты, однако этот шаг тем же договором отложен на неопределенный срок. Москва не раз объясняла Киеву, что беспошлинно российскую нефть можно будет получать только в рамках Таможенного союза – Единого экономического пространства (ЕЭП) ЕврАзЭС. Также Киев очень хочет отменить прописанную в договоре норму о недопустимости реэкспорта в рамках ЗСТ (на этом положении особо настаивал и настаивает Сергей Глазьев — советник президента РФ по евразийской интеграции). Переговоры могут начаться через полгода после вступления договора в силу.
Астана проявляет осторожность.
Казахстан, в отличие от своих партнеров по ТС — ЕЭП ЕврАзЭС России и Белоруссии — не торопится ратифицировать договор о создании ЗСТ в Содружестве. Хотя директор экономического департамента Исполкома СНГ Андрей Кушниренко и заявил, что до конца года договор о ЗСТ могут ратифицировать еще пять стран – Казахстан, Армения, Молдавия, Киргизия и Таджикистан, данный вопрос пока даже не внесен в повестку ближайших заседаний казахстанского парламента. При этом отметим, что в последнее время в политике Астаны появился новый вектор экономической интеграции — Совет сотрудничества тюркоязычных государств (ССТГ). В октябре прошлого года президент Казахстана Нурсултан Назарбаев определил ССТГ (в него входят Казахстан, Азербайджан, Киргизия и Турция) как «тюркоязычный ЕС». На днях в Баку прошло очередное заседание ССТГ, на котором были определены основы «тюркоязычной интеграции» и подготовлена экономическая повестка для Бишкекского саммита глав тюркоязычных государств, который состоится совсем скоро — 23 августа. Примечательно, что весьма активную роль в планируемом «тюркоязычном ЕС» наряду с Казахстаном играет Азербайджан (как известно, Баку не только не ратифицировал, но и не подписал в прошлом году договор о создании ЗСТ в Содружестве). Возможно, Астана не спешит ратифицировать договор о создании ЗСТ, поскольку казахстанским властям не до конца понятно, как будут соотноситься форматы ТС — ЕЭП ЕврАзЭС и только начинающей функционировать зоны свободной торговли в СНГ.
Сможет ли Глазьев найти алгоритм взаимодействия?
Неслучайно также фактический запуск ЗСТ в Содружестве совпал с новым назначением основного разработчика концепции Таможенного союза ЕврАзЭС Сергея Глазьева. В конце июля он стал советником президента РФ по евразийской интеграции, то есть фактическим координатором со стороны России всех интеграционных экономических проектов на постсоветском пространстве. В свою бытность ответственным секретарем Комиссии ТС Глазьев не раз пытался довести до руководства Украины все плюсы от возможного присоединения Киева к ТС — ЕЭП ЕврАзЭС. Однако тогда, к сожалению, его аргументы Киевом услышаны не были: и украинский президент Виктор Янукович, и премьер Николай Азаров предпочитали говорить о неком аморфном и малопонятном варианте взаимодействия Киева с ТС по формуле «3+1». В ближайшее время новому советнику президента РФ придется искать точки соприкосновения по вопросам евразийской интеграции с Киевом, который уже стал полноправным членом зоны свободной торговли Содружества и готов использовать этот статус для получения тех преимуществ в торговле с Россией, на которые раньше он мог рассчитывать только в рамках Таможенного союза.
http://www.newsmoldova.ru/commentary/20120817/191967274.html