Промышленность Беларуси оживилась благодаря российским заказам
В первом полугодии 2023 г. холдинг «БМК» нарастил поставки в Россию более чем в два раза, сообщили в компании. Белорусские и российские металлурги также активно развивают сотрудничество с дружественными странами. По словам замгендиректора управляющей компании холдинга, даже в непростых условиях санкций предприятия БМК сейчас отгружают на 30% больше продукции, чем в прошлом году. Какую роль металлургия играет в экономике Союзного государства и что помогло отрасли справиться с внешним давлением, в интервью рассказал доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента БГУ Валерий Байнев.
– Валерий Федорович, 16 июля в Беларуси традиционно отмечается День металлурга. Насколько широко празднуют в современной Беларуси эту дату?
– У нас в стране отмечают много праздников: День строителя, День металлурга, День тракторостроителя. Их в Беларуси празднуют, как в советские времена – люди работают ударным трудом.
День металлурга точно не забывают: у меня ближайшие родственники связаны с металлургией, поэтому я доподлинно знаю, что этот день проходит во многих рабочих семьях торжественно. Конечно, и президент отмечает благодарностями, премиями наших самых достойных металлургов.
– Какую роль металлургия играет в белорусской экономике, в чем ключевое значение данной отрасли для промышленности?
─ Нам последние 30 лет морочат голову постиндустриальным обществом. Я, наоборот, считаю, что индустриализация ни на секунду не прекращалась и только усиливается. А индустрия – это производство машин, техники. Любая техника в своем составе обязательно содержит металл. Поэтому металлургия – это фундамент технического прогресса, индустриализации, индустриальных революций.
Из металла делают все, начиная от танков и заканчивая ложками, которыми мы кушаем. Это важнейшая сфера экономики, без которой будет практически отсутствовать машиностроение, станкостроение, приборостроение.
– Флагман отрасли – Белорусский металлургический завод – расширяет ассортимент и увеличивает объёмы поставок продукции в Россию. В частности, поставки расширены для КАМАЗа. С чем связано такое расширение поставок?
─ Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Нам объявили санкции, обструкцию. Но наше Союзное государство – самодостаточная территория. У нас есть вся таблица Менделеева, и к этой таблице прилагаются незаурядные мозги, поэтому мы обойдемся и справимся.
Как я понимаю, в России, слава Богу, начинается возрождение промышленности, индустрии собственного производства. Это требует много металла, поэтому расширение производства Белорусского металлургического завода – это очень хороший индикатор, что пошло оздоровление российской, а заодно и белорусской экономики. В Беларуси много предприятий оживились благодаря заказам из России, и раз их продукция все больше и больше востребована, то это очень хороший признак.
– Позволяют ли поставки в Россию и страны ЕАЭС замещать выпадающие объемы экспорта белорусской металлургии в ЕС?
– Конечно, хотелось бы торговать со всеми умными людьми, и на Запад, и на Восток, что, кстати, в Беларусь долгое время и делала. Но если не хотят пользоваться нашим сырьем, пусть делают каменные топоры вместо металлических. Кто ж им запретит. Скоро будут есть деревянными ложками, оборудование делать из папируса.
Сокращение поставок в ЕС – это, конечно, неприятный момент. Но знаете, Россия-матушка и Союзное государство – самодостаточная территория. Россия – это седьмая часть суши, это огромные рынки сбыта и огромные потребности в технологическом прорыве. Поэтому мы не пропадем, а если они, как говорится, хотят себе уши отморозить, пускай отмораживают.
Сейчас идет улучшение ситуации в российской экономике, я его явно вижу. Раньше была стратегия такая: нефть продадим, газ продадим – все купим. А сейчас стало очевидно, что надо начинать развивать свое производство. Дел в России еще невпроворот, поэтому потребности будут расти, и все эти поставки на Запад будут с лихвой компенсированы. Я в этом уверен.
– Какое значение для белорусской металлургии имеет российский рынок?
– Россия для нас вообще во всех смыслах самый важный, самый главный партнер. Так было, есть и будет. Понятно, что и рынок металлургической продукции, и сельскохозяйственной продукции – любой российский рынок для нас важный.
– В то же время, в Беларуси пользуется спросом российская металлургическая продукция. Например, товарооборот Беларуси с Липецкой областью в 2022 составил $300 млн, среди основных статей российского экспорта – продукция Новолипецкого металлургического комбината. Можно ли сказать, что российские металлы, в том числе, замещают украинские поставки?
– Так и будет. Сейчас российская продукция вытесняет украинскую. Хотя еще совсем недавно чего на полках не коснись – например, в хозяйственных магазинах тачки какие-то или всевозможные секаторы – все было произведено на Украине. Но сейчас эти времена ушли, мы противника не финансируем. Под противником я подразумеваю не народ украинский, а тех, кто сидит на этом народе клещом, этаким вампиром и гадит всем нашим трем народам вместе. Еще раз подчеркну, российской продукции стало намного больше.