Российский экспорт аммиака и азотных удобрений пора отделить от зерновой сделки
Выход России из небезызвестной зерновой сделки, сопровождающийся прекращением регулярной перекачки российского аммиака на экспорт через порт Одессы, стал своего рода стимулом для планов замены этого российского продукта на мировом рынке. До 2023 года доля этого продукта из РФ превышала 14%, а российских азотных удобрений (РАУ), вырабатываемых из этого сырья, почти достигала 16%. Заменить же российское сырье для азотных удобрений планирует на мировом рынке, причем в кратчайшие сроки, Саудовская Аравия (СА).
Между тем в РФ запланировано ввести полностью в действие экспортный терминал в Тамани взамен Одесского к 2025 году. Как бы не было поздно…
По имеющимся данным, упомянутый саудовский проект периодически обсуждался в ходе переговоров чиновников США и СА в июне — начале августа. В том числе в рамках визита в Саудовское королевство советника президента США по нацбезопасности Дж. Салливана. Так или иначе, этот проект уже запускается. В связи с этим резонно предположить, что в буквальном смысле выдавливание РФ из зерновой сделки предпринималось и для того, чтобы попытаться заблокировать поставки из РФ аммиака и РАУ.
Почему же для замены выбрана именно Саудовская Аравия? Здесь практически ежегодно увеличиваются мощности по комплексной переработке нефтегазового сырья, в том числе по производству аммиака (вырабатываемого в основном из газа), химудобрений и другой нефтегазохимической продукции. Причем эти мощности, как и нефтегазовые скважины, расположены вблизи крупных экспортных портов королевства в бассейне Персидского залива (Джубайль, Даммам, Рас-Таннура, Сальва). Имеются также проекты аммиакопроводов из СА к средиземноморскому порту Сайда (Ливан) и красноморскому — Акаба (Иордания).
Соответственно, глава нефтегазохимической госкорпорации Saudi Aramco Амин Нассер заявил на днях, что эта страна «вскоре сможет ежегодно поставлять своим клиентам не менее 9 млн тонн» аммиака. При этом уточняется, что «наши клиенты, которые планируют покупать наш аммиак, ждут стимула от правительств. Мы уверены, что эти стимулы реализуются».
Под такими стимулами подразумеваются государственные контракты стран-импортеров с саудовской стороной. Во всяком случае, пока сохраняется застой в работе аммиакопровода Тольятти – Одесса. А ведь межгосударственные внешнеторговые контракты носят в основном долгосрочный характер.
Скорее всего, эти контракты уже заключаются, поскольку, по данным «Saudi Aramco», поставки саудовского аммиака на 2023-2024 гг. запланированы в Японию, Индию, Южную Корею, на Тайвань, в некоторые страны Евросоюза. Все эти страны — крупные импортеры данного сырья. Причем с первыми двумя странами уже подписаны меморандумы о поставках, стороны уточняют их конкретные объемы и график.
При этом во 2-м квартале с. г. Индия, Япония и Тайвань получили от Saudi Aramco несколько партий аммиака: их число и объемы для данных стран планируется увеличить более чем на треть к концу текущего — началу 2024 года.
Более того: та же саудовская корпорация недавно сообщала о крупном совместном проекте данного профиля в Германии. Точнее, в кооперации с германским концерном Linde Engineering планируется в 2023-25/26 гг. построить комплекс по выработке аммиака, азотных удобрений и смежной продукции. Эти товары будут поставляться большинству стран ЕС, в ряд стран Восточного Средиземноморья, Северной и Северо-Восточной Африки.
Отметим, что экспорт аммиака/азотных удобрений также планируют увеличить со второго полугодия 2023 г. их крупные производители: КНР, Катар, Австралия, Канада, Норвегия. Что тоже примечательно на фоне проблемности аммиакопоставок из РФ.
В сложившейся ситуации тем более недопустимы новые проволочки с вводом в действие в азовско-черноморской Тамани комплекса по экспорту из РФ аммиака и другой газохимической продукции. Во всяком случае, сроки завершения строительства этого комплекса с начала 2000-х переносились трижды.
Но, похоже, новых проволочек впредь не будет: руководство «Нацпроектстроя» на совещании у Владимира Путина 8 августа с. г. сообщило, что «планируется обеспечить экспорт продукции с Таманского терминального комплекса к началу 2024 года». Уточнено, что ввод в действие части этого комплекса «удастся организовать до конца текущего года». Возможно, потребуется дополнительная ж/д линия Тамань – разъезд Солёный в 25 км.
Объект запланировано запустить в три этапа: первую очередь введут в эксплуатацию с декабря 2023 года, еще через два года комплекс выйдет на полную мощность: по аммиаку это, как минимум, 2 млн тонн ежегодно, а на третьем этапе его перекачка достигнет 4,5 млн тонн. Вместо трубопроводного выбран железнодорожный вариант поставок в Тамань: сперва с завода в Тольятти, а затем и с ряда других профильных заводов (в Россоши, Самаре).
Заметим, что наиболее активно развивается производство означенной продукции в «Куйбышевазоте», расположенном невдалеке от «Тольяттиазота». В первом полугодии-23 в сравнении с тем же периодом-22 производство аммиака, многих аммиачных полуфабрикатов и смежной продукции выросло в целом в полтора раза. Этот тренд сохраняется, что, в свою очередь, поспособствует росту экспорта данной продукции через Тамань.
Представляется целесообразным привлечение и крупнейшего белорусского производителя «Гродноазота» к экспортным поставкам через Тамань. Тем более что весной с. г. группа компаний Российского экспортного центра предоставила «Гродноазоту» кредит на льготных условиях, в том числе для увеличения мощностей этого комплекса по аммиаку. Вероятно, для участия данного предприятия в таманском проекте потребуется ввод в РФ льготных железнодорожных тарифов в направлении на Тамань. Что, напомним, практикуется для белорусских нефтепродуктов и ряда других белорусских грузов, экспортируемых через порты РФ.
Преимущество комплекса в Тамани, как и поставок туда с упомянутых выше заводов, состоит и в том, что они юридически и фактически не пересекаются с зерновой сделкой в отличие от продуктопровода Тольятти Одесса. Так что очевидна и политическая значимость таманского фактора.