В рамках союзных программ интеграции Беларусь и РФ ведут работу по созданию единой транспортной системы

За последний год был заключен целый ряд соглашений, упрощающих грузоперевозки различными видами транспорта по территории двух стран.

Развивается и пассажирский сектор: растет количество поездов и авиарейсов, открываются новые маршруты. Открывая МЦД-3 17 августа, президент России Владимир Путин отметил, что стране необходимо развивать высокоскоростные железнодорожные магистрали. По словам российского лидера, очень востребованным стало бы минское направление. Перспективы строительства ВСМ Москва-Минск в интервью «Евразия.Эксперт» оценил доктор экономических наук, профессор, президент Ассоциации прибалтийских исследований Николай Межевич.

– Николай Маратович, на днях президент России Владимир Путин сообщил о планах обсудить с белорусским лидером Александром Лукашенко создание высокоскоростной магистрали между Москвой и Минском. Подобная идея обсуждается давно. Почему именно сейчас принято решение к ней вернуться?

– Крупные индустриальные проекты выступают локомотивом экономического развития. Это интуитивно найденная экономическая практика где-то восьмидесятых годов девятнадцатого века, и она связана с промышленным железнодорожным строительством в США. Первые американские миллиардеры – это не финансисты и уж точно не информационщики. Это железнодорожные магнаты.

Возвращаясь в наши дни, хотел бы отметить, что в экспертном сообществе два-три года назад говорили о том, что это надо было бы сделать. Сначала помешали события 2020 года в Республике Беларусь, потом случилась пандемия, потом возникла ситуация со специальной военной операцией. Но логика индустриального развития не отменяема. И, конечно, скоростное движение является крайне важным элементом выстраивания сотрудничества между Россией и Беларусью.

– Какие экономические эффекты способен принести запуск высокоскоростной магистрали между столицами России и Беларуси?

– Сегодня добираться из Минска в Москву и обратно, во-первых, долго, во-вторых – дорого. «Ласточка» не решает проблем, потому что это семь часов пути в самом удачном случае. Обычный, не скоростной поезд идет ночь или полдня – это тоже не годится.

В текущих условиях важно не только развивать пассажирский транспорт, но и срочную грузоперевозку. Учитывая, что делают Киев, Варшава, Вильнюс, Рига, это в том числе оперативная переброска военных и контингентов спецслужб.

Поэтому сама по себе идея со строительством высокоскоростной магистрали между Москвой и Минском великолепная. В экономическом плане ее можно только приветствовать, в политическом – тоже. Конечно, это задача не очень быстрая, и, скажем прямо, не очень дешевая.

– По какой модели может быть реализован проект строительства, какие белорусские подрядчики могут быть задействованы?

– Скорее всего, речь пойдет о российских подрядчиках. У России опыт железнодорожного строительства побольше. Транссиб – еще царское начинание, БАМ, который начали проектировать при Александре III и его строительство еще продолжается при Владимире Путине. Подобного рода масштабных транспортных проектов в Республике Беларусь просто не реализовать: негде, нет такого пространства.

Но по отдельным направлениям – например, оптико-волоконная связь, которая идет параллельно железной дороге, системы связи на железной дороге, системы сигнализации, системы безопасности, – я думаю, многие белорусские научно-производственные объединения смогут подключиться. Так проект может приобрести кооперационный характер.

– Как в условиях санкций может быть обеспечено строительство магистрали со скоростными поездами? Хватит ли ресурса отечественным производителям?

– Смотря какую задачу по скорости мы ставим. Вообще-то, по классике высокоскоростное движение – это от 240 км/час. И здесь возникает вопрос, нужны ли нам столь высокие показатели. Если это будет движение со средней скоростью, скажем, 200 или 210 км/час, это все равно позволит существенно сократить время перемещения между Москвой и Минском. Думаю, заявление президента России – это уже не приглашение, а указание на необходимость крайне серьезного исследования данного вопроса. Но, если я правильно помню, президент показатели скорости не обозначал.

– Какого социального эффекта следует ожидать от запуска магистрали? Укрепит ли это связи между гражданами Союзного государства?

– Очень важен финансовый аспект. Сейчас железнодорожные билеты на поезда между Россией и Беларусью довольно дороги. Для физических лиц, рядовых граждан это все-таки довольно существенные траты. Поэтому надо думать о том, как при развитии транспортного сообщения не повышать цены, а по возможности их снижать.

Это очень сложно. Но само существование такой магистрали и, возможно, низкие цены, разумеется, укрепят связи между гражданами. Конечно, такой проект должен иметь экономическую расчетную составляющую, но это не тот случай и не тот бизнес, на котором надо наживаться.

Источник