«Пусть миротворцы останутся навсегда»: Нагорный Карабах спустя год после войны

Год назад — 10 ноября 2020 года — в соответствии с совместным заявлением лидеров России, Азербайджана и Армении о прекращении всех боевых действий в Нагорный Карабах вошли российские миротворцы.

В Лачинском коридоре, соединяющем Армению с Карабахом, размещены миротворческие посты, которые следят за соблюдением режима прекращения огня и обеспечивают безопасный транзит. Всего таких постов в Нагорном Карабахе — 27. При необходимости миротворцы проверяют документы и досматривают машины. Лачинский коридор, представляющий собой двухполосную горную автодорогу, выглядит достаточно оживленным. Проносятся легковые автомобили и грузовые машины, трасса круглосуточно патрулируется миротворцами. На пути к Степанакерту необходимо проехать несколько блокпостов. Фотографировать миротворцев запрещено, но для группы российских журналистов делается исключение. Лишь пост у новой дороги в Шушу просят не снимать: на противоположной стороне за сетчатым заграждением стоят азербайджанские военнослужащие.

На первый взгляд кажется, что подобные меры предосторожности излишни. Однако последние события показали, что конфликт может вспыхнуть в любой момент. 8 ноября стало известно, что азербайджанские военнослужащие обстреляли мирных жителей, проводивших работы на водопроводе неподалеку от Шуши. В результате обстрела три человека получили ранения, один погиб. В МИД Азербайджана заявили, что инцидент произошел из-за того, что армянская сторона не проинформировала российских миротворцев и рабочие остались без сопровождения военных.  13 ноября житель Степанакерта, проезжая пост у Шуши, бросил гранату в сторону азербайджанских военнослужащих, в результате чего трое из них пострадали. Нападавший был задержан российскими миротворцами, а Лачинский коридор на несколько часов перекрыт. Однако, если сравнивать с обстановкой на армяно-азербайджанской границе, где стороны периодически обстреливают позиции друг друга, в Карабахе благодаря присутствию двухтысячного миротворческого контингента ситуация в целом достаточно спокойна.

Миротворцы всерьез и надолго

Неподалеку от четвертого поста российского миротворческого контингента остался сгоревший бронетранспортер, напоминая о шедших здесь боях. Пост устроен так, что позволяет в случае необходимости вести круговую оборону: два БТР направлены в обе стороны Лачинского коридора, третий — в сторону азербайджанских позиций. «Наша задача — показать свое присутствие. Для поддержания боевой подготовки у нас происходят тревоги два раза в сутки — в дневное и ночное время», — рассказывает миротворец.  Здесь возведен блочно-модульный городок, где проживают российские военнослужащие. Городок полностью автономен и оборудован всем необходимым. Есть столовая, душевые, спортзал, так называемая комната информирования — небольшая библиотека. Спят солдаты и офицеры в общей комнате.

Всего в зоне ответственности российского миротворческого контингента возведено 30 блочно-модульных городков для 2 тыс. военнослужащих. Главная база расположена на территории бывшего аэропорта под Степанакертом. Здесь также несет службу медицинский отряд миротворцев. Врачи оказывают помощь не только военнослужащим, но и местным жителям. «Сюда мы пришли в первый раз, — рассказывает жительница села Иванян Ануш Мусаэлян. — Через наш сельсовет записались и приехали. Люди приходят, получают помощь, назначения».  Здесь жители Карабаха также могут привиться от коронавируса «Спутником V». Вакцинация проводится и в удаленных населенных пунктах. При этом сами миротворцы уже все вакцинированы. «Ревакцинация проводится по срокам, через полгода каждый случай отслеживается и проводится ревакцинация», — рассказывает начальник медицинского отряда подполковник Марат Хатагов. Еще одна задача миротворцев — разминирование. За год российские саперы уничтожили более 26 тыс. взрывоопасных предметов, очистили более 600 км дорог и разминировали около 2,6 тыс. га земли. Но до сих пор в зоне ответственности российских миротворцев разминировано не более 30% территории. «Здесь еще очень много боеприпасов находится в земле и на земле, и работы здесь еще непочатый край», — признается командир группы разминирования Илья Столичный.

Военнослужащие подразделения гуманитарного разминирования ТАСС

Военнослужащие подразделения гуманитарного разминирования

© ТАСС

Чтобы представители СМИ могли воочию понаблюдать за работой саперов, их привозят на поле у села Баллыджа. Журналистам не разрешают покидать небольшой безопасный участок. «Боеприпасы здесь находятся буквально везде, у вас за спиной здесь раньше был арсенал. Во время боевых действий он был подорван, был сильный разлет, и ввиду этого здесь есть различные боеприпасы, начиная от стрелкового вооружения и заканчивая минометными боеприпасами», — предупреждает командир.  Благодаря помощи миротворцев была восстановлена инфраструктура в 60 населенных пунктах. Местный житель Борис рассказывает, что в его селе Иванян также работали специалисты российского МЧС. «Мы общались с ними каждый день. К сожалению, они ушли раньше. Они сделали огромную работу: и площадки ремонтировали, и спортзал, и детские парты, и привозили гуманитарную помощь», — сказал он ТАСС.

Болеем за Россию

10 ноября в военном городке миротворцы торжественно отметили первую годовщину со дня ввода контингента в Нагорный Карабах. В соответствии с совместным заявлением лидеров России, Азербайджана и Армении срок пребывания миротворческого контингента составляет пять лет с автоматическим продлением на последующие пятилетние периоды, если ни одна из сторон за шесть месяцев до истечения срока не заявит о намерении прекратить соблюдение этой договоренности.

На вопрос корреспондента ТАСС, хочет ли он, чтобы присутствие миротворцев продлилось, Борис уверенно отвечает: «Я хочу не пять лет, а навсегда. Спасибо вам, что вы здесь. Конечно, мы рады. Единственный пророссийский регион на Кавказе и во всем постсоветском пространстве — это мы». «Конечно, мы благодарны миротворцам России. Благодарны всем, кто помог нам вернуться на нашу родную землю, и просим обеспечивать нам безопасность и далее, — говорит Ануш. — Мы хотим жить здесь с вами плечом к плечу».

Россиянам здесь действительно рады — это ощущается не только словах. На въезде в Степанакерт висит плакат с изображением президента России. Вывески, таблички с названиями улиц дублируются на русском языке, что сегодня нечасто можно встретить не только в Армении, но и в большинстве стран постсоветского пространства. В Степанакерте действует русская школа имени Александра Грибоедова. Память русского поэта и дипломата здесь чтут: именно по его настоянию в текст Туркманчайского договора 1828 года был внесен специальный пункт, по которому разрешалось свободное переселение армян из Персии в Российскую империю. Местные жители уверяют, что если российской сборная по футболу играет с любой командой, то карабахцы всегда болеют за Россию.

Источник

Подпишитесь на Telegram-канал "Евразийская Молдова": самые свежие новости, аналитика, обзоры и комментарии о развитии Евразийского экономического союза. Подписаться >>>