На пути к федерализации

ЛатвияУже 23 года наша независимая Латвия пытается получить дивиденды от неожиданно обретенной свободы. Итог свободного латвийского плаванья — 9,1 миллиарда евро долга. Или по 4500 евро должен каждый житель, если эту сумму распределить на всех, включая младенцев и недееспособных.

Плюс к этому — потеря почти 500 000 жителей. Национализм, дискриминация, рознь и тому подобные «прелести» латвийской действительности — как дополнительный злокачественный бонус ко всем нашим «недоимкам». Ну и уровень благосостояния — вы сами знаете, какой.

Какие бы книги ни издавали политики Латвии на тему «истории успеха», но цифры вещь упрямая — 9,1 миллиарда в минусе по деньгам и 500 000 в минусе по жителям. А посему — «история успеха» получается только у тех кто пишет эти книги, но никак не достижения Латвии как субъекта.

Следовательно, существующая модель Латвии плоха, ущербна и даже где-то нелепа, если ведет только к долгам, бегству населения, розни, дискриминации. Логично?

Следовательно, будет правильно изменить систему на такую, которая и население вернет назад, и долгов делать не будет.

Выход, как вы поняли из названия, — федерализация. Причем не поверхностно-номенклатурная, а самая что ни на есть максимальная. С наделением субъектов самыми широкими правами. Около 40% населения Земли живут в различных степенях федерализации. США, Германия, Россия, Австралия, Канада, Швейцария — не самые бедные страны, следовательно, схема федерализации совсем не плоха.

Например, в Швейцарии федерализация строится по национальному признаку — четыре языка, все равные, все государственные (немецкий, французский, итальянский, ретороманский), но для каждого кантона свое доминирование. Швейцария — федеративная республика, состоящая из 20 кантонов и 6 полукантонов.

И ничего. Живут и процветают.

Для Латвии это почти идеальная и, может быть, единственная вменяемая схема выживания. Например, зачем рижанину оплачивать через налоги строительство спортивного центра в Даугавпилсе за 17 миллионов, когда это центр полупустой и нерентабельный? Или зачем нищему даугавпилчанину оплачивать строительство «замков света» в Риге за сотни миллионов?

Кому как не местным знать, что надо строить, ломать или ремонтировать? Ушакову лучше знать, нужен ли ему очередной «замок света» в Риге, а мэру Даугавпилса лучше знать, нужен ли ему в полупустом городе пенсионеров спортивный объект за 17 миллионов. Ведь на месте всегда виднее. А значит, деньги будут тратиться по назначению намного точнее.

То же самое с налогами и законами. Каждый субъект федерации должен сам решать, какие у них будут налоги и законы в зависимости от состояния региона.

Например, рижанин с зарплатой 1000 евро, отдающий треть зарплаты на налоги — это совсем не то же самое, что латгалец с зарплатой 350 евро, из которых на руки — 220. Такая разница только порождает социальную рознь, косвенно увеличивает преступность и теневую экономику.

Некоторые регионы, где много пустующей земли и дешевая рабочая сила, могут (да и должны уже) вообще отменить почти все налоги для инвесторов-производителей, с условием, что на их заводах и фабриках начнут работать только люди из данного региона, на развитие которого пойдут налоги от их зарплаты. Это даст очень большой толчок развитию регионов, для федераций откроются широкие возможности по привлечению инвесторов.

С законами то же. Районы Латвии довольно различны по национальному составу, по ментальности. Поэтому и законодательство для всех должно быть немного разное, «заточенное» под регион. Каждый регион должен иметь свои региональные языки, на которых говорит их население — это нужно для того, чтобы население комфортнее и лучше вело бизнес, а следовательно, платило больше налогов. И проблемы языковой дискриминации решаются автоматически.

Или, например, в одном регионе исторически любят-почитают легионеров СС, а в другом — солдат Советской армии. Значит, регионы вправе сделать законы, наказывающие за осквернение их ментальных святынь и ценностей. Каждая федерация будет вправе ставить памятники своим историческим героям. То же самое — с праздниками и памятными днями.

По сути, при максимальной федерализации страну должен объединять только общий минимальный дифференцированный налог (в зависимости от достатка), который идет на содержание армии, пограничников и съезда региональных представителей, которые будут решать общегосударственные задачи. И всё. В остальном — абсолютные права федерациям.

В Латвии федераций может быть как минимум пять: Видземе, Курземе, Земгале, Латгалия и Рижский район. То есть своего рода страны в стране, которым изнутри виднее пожелания и потребности их жителей. Следовательно, деньги будут тратиться более точечно, и комфорт проживания населения увеличится благодаря законам, которые будут соответствовать ментальности-национальности жителей.

Конечно, кто-то может упрекнуть меня в утопичности сих мыслей, кто-то найдет массу заковырок, отговорок, негатива в пользу того, что федерализация — не для Латвии.

Но прежде предложите что-нибудь лучшее, уже проверенное. Может, это и остановит деградацию Латвии во всех направлениях.

Впрочем, мы уже живем в некой федерализации. Мы — «федерация» Евросоюза. Но наш регион ЕС-отец наградил какими-то предписаниями, инструкциями, положениями, законами, которые ущемляют нас, не дают развиваться в полной мере. Бегут люди из страны, бегут все равно.

Кстати, в моем «утопичном» варианте федерализации каждый регион Латвии может выходить из ЕС по собственному желанию, если его что-то не устраивает…И выращивать сахарную свеклу в любых количествах, и привлекать любых инвесторов.

Игорь Чернявский

ИСТОЧНИК:  imhoclub.lv

Подпишитесь на Telegram-канал "Евразийская Молдова": самые свежие новости, аналитика, обзоры и комментарии о развитии Евразийского экономического союза. Подписаться >>>