Армения–Турция: идет «нормализация» отношений

Армянская сторона «готова к реализации конкретных шагов» по нормализации отношений с Турцией, заявил глава МИД Армении Арарат Мирзоян.

После «второй карабахской войны», аннулировавшей те «успехи», инициатором нормализации отношений с Ереваном выступила Анкара. Об этом 13 декабря 2021 года заявил министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу, но подчеркнул, что его страна в вопросе восстановления отношений с Арменией будет действовать в координации с Азербайджаном. Заявление главы турецкого внешнеполитического ведомства в Ереване расценили как прямую привязку нормализации отношений между Арменией и Турцией к карабахскому вопросу и попытку склонить армянскую сторону к полному отказу от притязаний на спорные территории.

Тем не менее процесс сдвинулся с мертвой точки, и 15 декабря того же года Турция назначила специального представителя по нормализации отношений с Арменией. Им стал бывший посол в США Сердар Кылыч. Ереван со своей стороны делегировал эти же полномочия вице-спикеру Национального собрания Армении Рубену Рубиняну. За несколько месяцев переговорщики провели четыре встречи, последняя из которых состоялась 1 июля в Вене. На ней была достигнута договоренность об открытии сухопутной границы между Турцией и Арменией для граждан третьих стран. Стороны также договорились о налаживании в кратчайшие сроки воздушных грузоперевозок.

Часть армянского экспертного общества отнеслась к этим результатам скептически и предсказала, что от такого налаживания отношений выиграет не столько «заблокированная» Анкарой и Баку с начала карабахского конфликта Армения, сколько сама Турция – инициатор нормализации. В Ереване акцент делают на необходимости восстановления отношений с Анкарой без предусловий и тем более без привязки процесса нормализации к карабахскому урегулированию или подписанию мирного договора с Азербайджаном.

По мнению армянского тюрколога Акопа Чакряна, комментарий которого после встречи спецпредставителей Армении и Турции в Вене опубликовали армянские СМИ, от разблокировки коммуникаций выиграет не Армения, а Турция, которая тем самым получит выход на Центральную Азию.

В Армении также опасаются, что Баку (не без содействия Анкары) может воспользоваться ситуацией на Украине и предпринять очередную попытку установления полного контроля над Нагорным Карабахом, вытеснив оттуда подразделения российских миротворцев. Об этом в интервью тому же греческому изданию заявил Арарат Мирзоян. Часть армянского экспертного общества разделяет эти опасения министра. Но армянские аналитики не исключают и того, что нынешняя армянская власть под давлением со стороны Анкары и Баку может пойти на дальнейшие уступки и под предлогом нормализации отношений с соседями заключить соглашения в ущерб интересам своей страны. По оценке армянских экспертов, ближе всего к урегулированию отношений с Турцией без всяких предусловий стояло правительство Сержа Саргсяна, политика которого в этом направлении получила в свое время название «футбольной дипломатии».

* * *

Как заявил  армянский эксперт Айк Халатян, за нормализацию отношений с Турцией выступали все власти Армении, но главное, чтобы этот процесс проходил без всяких предусловий и без ущерба интересам самой Армении.

«Понятно, что все власти Армении выступали за нормализацию отношений с Турцией, но без предусловий. Наиболее близки были стороны к такому урегулированию во время «футбольной дипломатии» Сержа Саргсяна, но из-за позиции Турции, которая решила продолжать поддержку Азербайджана, процесс не увенчался успехом.  Кстати, тогда все глобальные игроки, участники процесса –   Россия, США прямо обвиняли Турцию в этом», — отметил А. Халатян.

По его же словам, Турция своей позиции не изменила и сегодня по-прежнему увязывает нормализацию своих отношений с Арменией с армяно-азербайджанскими отношениями. «Мы видим, что два турецких государства координированно ведут свою политику в отношении Армении. Кстати, они этого и не скрывают и прямо заявляют об этом на высшем уровне. В данном случае достигнуто соглашение о том, что, возможно, будут пропускать через армяно-турецкую сухопутную границу граждан третьих стран. Понятно, что Турция будет представлять этот шаг международному сообществу как очень большую уступку со своей стороны.  Самой Армении эта уступка даст не очень многое. Поэтому можно сказать, что пока армянским властям не удается добиться нормализации отношений с Турцией без предусловий», — пояснил А. Халатян.

Он напомнил, что ранее Турция увязывала вопрос открытия границы с Арменией «хотя бы с небольшими уступками с армянской стороны в карабахском вопросе», но после «второй карабахской войны» ситуация изменилась. «После 44-дневной войны уже не об уступках идет речь. Азербайджан оккупировал ¾ территории Арцаха, в том числе те территории, которые были в самой НКО, это Шуши, Гадрут, но при этом все равно Турция не спешит открыть границы. Поэтому мы считаем, что сам процесс нормализации и открытия границы нужен, но это нужно делать без предусловий и тем более без увязки этого процесса с вопросом армяно-азербайджанских отношений», — подчеркнул эксперт.

По мнению другого армянского аналитика Норайра Дунамаляна, в самом армянском обществе существуют полярно противоположные взгляды на нормализацию армяно-турецких отношений. Есть сторонники, которые усматривают в этом процессе личные выгоды, есть и категорические противники.

«Есть довольно узкая полоска армянских бизнесменов, которые видят личные выгоды в открытии границ и развитии сотрудничества с Турцией в различных сферах. Часть из них ассоциируется с правящей партией Армении. Другая часть армянского общества воспринимает Турцию как врага и никоим образом не стремится к нормализации отношений. Скорее, стремится к обратному, к сохранению позиционного баланса, если можно так сказать», — пояснил Н. Дунамалян.

По его оценке, четкого понимания этого процесса нет сегодня и в армянском экспертном сообществе. К тому же сам процесс протекает непрозрачно, и у значительной части общества нет детальной информации о содержании и результатах проводимых переговоров. «Очень важно понимать, что встречи между представителями Армении и Турции, которые проходили вначале в Москве, потом в Вене, не очень прозрачны. В экспертном обществе не очень четко понимают, что там происходит. До нас доходит лишь отрывочная информация об этом процессе», – заметил аналитик.

В экспертном обществе он выделяет две большие группы – сторонников процесса нормализации отношений с Турцией и противников этой нормализации. «Аргументы за и против и те и другие приводят совершенно разные, но в общем в обеих группах недовольны теми процессами, которые протекают. Группа, которая против нормализации, обвиняет власти в продаже интересов Армении, в предательстве. Группа, которая за налаживание отношений, считает, что позиции Армении в этом вопросе не так сильны и не настолько четки, чтобы представлять её интересы на разных площадках и говорить с Турцией на равных. Есть еще одна группа экспертов, которые считают, что процессы протекают слишком медленно, и это вызывает их недовольство», – обрисовал позиции армянских аналитиков Н. Дунамалян.

Единственным шагом, который был сделан в направлении нормализации отношений в послевоенный период, стало возобновление авиасообщения. «Но надо понимать, что авиарейсы из Еревана в Стамбул и другие города выполнялись и до 2020 года, армянские туристы ездили в Турцию, в основном в районы Западной Армении – Карс, Ван, и пока все этим и ограничивается. Есть планы по постепенному открытию границ. Предложено открыть границы только для граждан третьих стран, поэтапно должны быть нормализованы отношения в других сферах. Но пока конкретных практических шагов в этом направлении не осуществлено», — заявил Н. Дунамалян.

По мнению эксперта, 44-дневная война 2020 года внесла корректировки в интересы сторон в вопросе нормализации отношений. Он также сравнивает нынешнюю ситуацию с периодом «футбольной дипломатии» 2008-2009 годов и отмечает, что в тот период «нормализация отношений между Турцией и Арменией могла служить причиной для снижения конфликтности в регионе», а сегодня этот процесс воспринимается уже как закрепление результатов войны в Нагорном Карабахе.

«То есть Турция пытается укрепить позиции Азербайджана и добавить к этому процессу бонусом Армению, повысить свое экономическое влияние на Армению. Здесь есть некоторый расчет, направленный на использование фактора Армении на данный момент, прежде всего в стратегическом плане. А в дальнейшем Турция может использовать такое положение против соперников, в том числе против России. В стратегическом смысле это может привести к возобновлению конфликта», – предположил Н. Дунамалян.

По его же прогнозу, автоматическое привязывание Турцией вопроса нормализации отношений с Ереваном к заключению мирного договора между Арменией и Азербайджаном чревато для армянской стороны окончательной потерей Нагорного Карабаха и «заморозкой» нынешних слабых позиций Армении в регионе.

* * *

Между тем власти Еревана и Баку сделали очередной шаг на пути налаживания отношений, которое Анкара прямо увязывает с нормализацией своих отношений с Арменией. В Тбилиси при посредничестве грузинского внешнеполитического ведомства состоялась встреча глав МИД Армении и Азербайджана.  Министерства иностранных дел обеих стран дали на этот счет короткие и похожие по содержанию информации: стороны коснулись широкого круга вопросов, касающихся урегулирования отношений между Арменией и Азербайджаном, подчеркнули необходимость выполнения обязательств по трехстороннему заявлению, подписанному лидерами России, Армении и Азербайджана, зафиксировали готовность к продолжению диалога.

Источник

Подпишитесь на Telegram-канал "Евразийская Молдова": самые свежие новости, аналитика, обзоры и комментарии о развитии Евразийского экономического союза. Подписаться >>>