Шансы Молдовы вступить в ЕС: Путь будет долгим и сложным
Еврокомиссия рекомендует начать формальный процесс переговоров с Молдовой о членстве в ЕС.
Окончательное решение на основе оценки Еврокомиссии будет принято лидерами стран ЕС на саммите, который пройдет 14 и 15 декабря в Брюсселе. Это решение потребует поддержки всех 27 членов Евросоюза. Эксперты предупреждают, что путь Молдовы в Евросоюз будет сложным со множеством препятствий, которые необходимо преодолеть.
Юрие Чокан, экс-председатель ЦИК, председатель отделения Социал-демократической партии Румынии в Республике Молдова, говорит, что желает положительного решения в середине декабря, но не хочет быть настроен романтично.
«Когда мы говорим о начале переговоров о присоединении к ЕС, нужно понимать, кто мы и чего мы хотим. Кроме экономических и социальных реалий, существует вопрос территориальной целостности Молдовы. Мы должны предоставить Евросоюзу гарантии внешних границ. Пока этого не случится, будет тяжело двигаться дальше», — заявил Юрие Чокан.
Чокан напомнил и о ситуации с Румынией и Болгарией. Европейская комиссия и Европейский парламент уже довольно давно пришли к выводу, что обе страны готовы присоединиться к Шенгенской зоне и отвечают необходимым формальным требованиям, в том числе в том, что касается пограничного контроля, защиты данных и визовой политики. Но Австрия и Нидерланды заблокировали прием Румынии и Болгарии в Шенген. Они подозревают, что пограничники и чиновники двух южных стран все еще слишком склонны к коррупции.
«Напомню, были рекомендации и голосование в Европарламенте о принятии Румынии и Болгарии в Шенгенскую зону. При этом были голоса, которые препятствую этому. Я не желаю, чтобы это произошло и в нашем случае.
Я с трепетом и тревогой жду голосования в декабре. После этого начнутся переговоры о вступлении. Но эти переговоры будут обусловлены определенными задачами для правительства и всего молдавского общества. За реализацию определенных условий мы будем получать финансовую поддержку. Речь идет о проектах, которые помогут нам фундаментально решить те же инфраструктурные вопросы, или социальные — не через определенные выплаты, а создание рабочих мест и т.д.», — заявил Юрие Чокан.
По этому вопросу в Молдове нужен большой социальный консенсус, считает Андрей Курэрару, эксперт в области безопасности Ассоциации WathDog в республике Молдова.
«Мы должны показать, что Молдова стремится в ЕС и это наша национальная идея. Внутренний фронт не менее важен, чем внешний, на котором хорошо справляются президент Майя Санду и министр иностранных дел Нику Попеску», — сообщил Андрей Курэрару.
Он сообщил, что Молдова должна сделать еще два шага, чтобы оказаться на той позиции, в которой сейчас находятся Северная Македония и Албания. Напомним, Албания идёт в ЕС параллельно с Северной Македонией. Конкретных сроков их вступления в Союз не назначено. Успех переговоров о членстве зависит от того, насколько быстро страны смогут обеспечить применение у себя законов и правил ЕС, принципов правового государства, а также успешную борьбу с коррупцией.
«Фонды помощи этим странам перед вступлением в ЕС идентичны нашим. Помощь на развитие инфраструктуры, экономики, сельскохозяйственного сектора была около 4-5 миллиардов евро. Евросоюзу не интересно, чтобы после вступления Молдовы в ЕС у нас все закончилось, наоборот — им нужны стабильные, очень предсказуемые члены», — считает Андрей Курэрару.
Александру Тэнасе, конституционный судья в отставке, считает, что основным триггером расширения Евросоюза стала война в Украине. Молдова не должна упиваться своими успехами, потому что их нет. Более того, Тэнасе предполагает, что решение о вступлении в ЕС будет принято после окончания войны в Украине:
«Происходящее не нужно связывать с успехами ни внешней, ни внутренней политики Молдовы. Это чисто политическое решение. Прогрессы Молдовы в евроинтеграции практически нулевые. В Евросоюзе любой, кто занимался аналогичными вопросами, скажет, что у той же Грузии прогресс в евроинтеграции намного лучше. Или в той же Украине. Скорее всего, решение по Молдове будет принято, когда закончится война в Украине. И в зависимости от того, как она завершится, каким соглашением».