ШОС: коллективная безопасность стимулирует интеграцию экономики

Классики давно и убедительно доказали, что политику диктует экономика. Имеющие нередко место случаи насилия политики, точнее конкретных политиков над экономикой чаще всего не приносят ожидаемого результата в долгосрочной перспективе. Именно поэтому сугубо политические, казалось бы, объединения, одним из которых является ШОС – Шанхайская организация сотрудничества, неизбежно дрейфуют в сторону наполнения собственной деятельности реальным, а по сути экономическим содержанием.

Функционеры ШОС, созданной когда-то исключительно в целях поддержания коллективной безопасности, сегодня даже не пытаются скрывать готовность расширить сферу деятельности организации в сторону экономики. При этом о прямом привлечении к этому таких объединений, как Евразийский экономический союз, речь пока идёт предельно осторожно. Разумеется, дело тут не в опасениях, что кто-то и кого-то может поглотить либо подмять. Грани сотрудничества порой оказываются зависимы не только и не столько от объективных обстоятельств, сколько от частных и даже личных инициатив.

Роль личностей в истории, следуя заветам великого Толстого, конечно же, нельзя переоценивать, но и недооценивать её тоже было бы ошибкой. В этом плане нельзя не напомнить об исключительной роли таких выдающихся сторонников широкой евразийской интеграции, как казахстанский президент Нурсултан Назарбаев и российский премьер, а затем многолетний глава ТПП РФ Евгений Примаков. Без их прямого участия создание ЕАЭС вряд ли прошло бы так гладко и на удивление оперативно. В случае с ШОС, которую в данном контексте ни в коем случае нельзя рассматривать как некую «параллельную» структуру, ключевую роль, безусловно, сыграли первые лица – лидеры первых её членов.

Тем не менее нельзя не признать, что долгое время в ШОС экономика пребывала даже не на вторых или третьих ролях, о ней предпочитали вообще не вспоминать. Так, ещё в докладе о деятельности ШОС в ООН от 2017 года, который сделал тогдашний генеральный секретарь организации Рашид Алимов, экономического раздела просто не было. Однако последующие события, причём не только драматические, вроде пандемии коронавируса и СВО на Украине, стали мощным стимулом к продвижению организации в сторону углублённого развития экономических связей. В таком случае вполне объяснимо, почему присоединение к ШОС новых членов сопровождается активной работой по их интеграции с ЕАЭС, которая вполне может сыграть роль своеобразного экономического фундамента ШОС как минимум в организационном плане.

Перспективу такого рода, разумеется, нельзя переоценивать с учётом бесспорного лидерства в ШОС Китая, который по ряду признаков не видит острой необходимости в более глубоком сотрудничестве с ЕАЭС, предпочитая работать с каждой страной Союза по отдельности. Увы, но не получали сколько-нибудь внятных ответов неоднократные предложения, поступавшие из ЕАЭС как прямо в Пекин, так и в структуры ШОС. В них речь шла не только о возможностях, но и о реальных перспективах и проектах формирования локальных зон свободной торговли, технопарков, разного рода хабов как сырьевых, так и производственных.

Общая численность населения в странах ШОС составляет около 3,4 млрд человек. Это почти 42% мирового населения. Общая территория стран ШОС занимает 25% всей территории суши на планете, а на Евразийском континенте около 60% его территории.

Экономики стран ШОС демонстрируют высокие темпы роста от 4% до 9% в год. По итогам 2022 года суммарное ВВП стран ШОС составило почти четверть мирового – более 24,5 трлн долл., а ВВП по паритету покупательной способности (ППС) – около одной трети мирового, или более 46 трлн долл.

Самой крупной экономикой в ШОС является Китай, который занимает второе место в мире по объему ВВП в 17,7 трлн долл. и первое место по ВВП по ППС в 27,2 трлн долл.

В 2021 г. доля внутренней торговли между странами ШОС (803,7 млрд долл) в их общем внешнеторговом обороте (8130,9 млрд долл.) составила всего 10%. Это общий средний показатель по ШОС, свидетельствующий не столько о низком уровне внешнеторговых связей между странами ШОС, сколько об огромных перспективах экономической интеграции в рамках данной организации.

В целях взаимодействия стран ШОС в экономической сфере учреждены Деловой совет, Межбанковское объединение, экономические форумы, в том числе региональные.

В ноябре 2019 г. принята Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств-членов ШОС до 2035 г., которая определяет стратегические цели стран ШОС в краткосрочной (до 2025 г.), среднесрочной (до 2030 г.) и долгосрочной (до 2035 г.) перспективе в различных сферах экономики.

В долгосрочной перспективе предусматривается повышение глобальной конкурентоспособности и обеспечение цифрового преобразования экономик стран ШОС, а также создание условий для постепенного осуществления свободного передвижения товаров, капитала, услуг и технологий, как это предусмотрено Хартией ШОС.

Реальные сдвиги в ШОС в сторону прямого взаимодействия стран-членов организации в сфере экономики уже происходят, хотя до настоящего прорыва пока всё-таки довольно далеко. В определённом смысле нельзя не отдать должное в этом плане Узбекистану, сумевшему за время своего председательства в ШОС фактически сдвинуть дело с мёртвой точки. И это с учётом того, что РУз, как известно не входит в ЕАЭС, но, возможно, именно это и развязало руки Ташкенту в диалоге с представителями ШОС.

За время узбекского председательства в Организации было запланировано и реализовано на практике проведение около 80 мероприятий экономического профиля. Среди них нельзя не отметить серию совещаний профильных министерств из ряда стран ЕАЭС и ШОС, в том числе в секторах промышленности, транспорта, энергетики и сельского хозяйства. В ходе таких рабочих встреч были намечены ориентиры для согласования ряда проектов межгосударственных документов по самым разным направлениям сотрудничества.

Ташкент оперативно и успешно провёл «Экономический форум» и «Неделю промышленных новаций», а также форумы глав регионов и промышленной кооперации стран ШОС. Саммит ШОС в Самарканде, прошедший в сентябре 2022-го, где на подпись руководителям делегаций поступило около 40 бизнес-документов, впервые чётко обозначил необходимость и реальность экономического наполнения идей коллективной безопасности, которые являются основополагающими для ШОС.

Среди такого рода документов в экономической сфере нельзя не упомянуть следующие:

— Программа стимулирования промышленной кооперации между деловыми кругами государств-членов ШОС,

— План совместных действий по развитию внутрирегиональной торговли в рамках ШОС,

— Концепция взаимодействия уполномоченных органов государств-членов ШОС в сфере «умного» сельского хозяйства и агроинноваций,

— Концепция сотрудничества государств-членов ШОС по развитию взаимосвязанности и созданию эффективных транспортных коридоров.

Остаётся напомнить, что буквально на днях к восьмерке членов Шанхайской организации сотрудничества – Индии, Казахстану, Китаю, Кыргызстану, Пакистану, России, Таджикистану и Узбекистану присоединился Иран.

Источник

Подпишитесь на Telegram-канал "Евразийская Молдова": самые свежие новости, аналитика, обзоры и комментарии о развитии Евразийского экономического союза. Подписаться >>>