Стеван Попов — лётчик с большим сердцем

3 июня 2015 года в сербском городе Рума покончил с собой Стеван Попов — один из самых известных югославских и сербских лётчиков за всю историю авиации на Балканах. Наибольшую известность Попов приобрёл в начале девяностых годов прошлого столетия, когда он эвакуировал людей из охваченного войной Сараево.
Для этого Попов использовал Boeing 707, который ранее, 31 августа 1991 года, был конфискован ещё силами Югославской Народной Армии (ЮНА). Тогда, обнаружив на радарах странный лайнер, командование ЮНА подняло в воздух пару истребителей МиГ-21 с легендарной подземной авиабазы «Желява» (позже её пришлось взорвать — для этого потребовались 56 тонн взрывчатки), которым удалось принудить к посадке летевший в Загреб «Боинг» с угандийской пропиской. На его борту было огромное количество вооружения, отправленного хорватам, в тот момент уже вовсю воевавшим за отделение от Югославии.
Оружие, разумеется, было конфисковано, «Боинг» также. Ему даже прозвище «Кикаш» — в насмешку над хорватским «диаспорянином» Антуном Кикашем (есть на фото), неудачно организовавшим этот акт контрабанды и арестованным вместе с самолётом. Какое-то время лайнер использовался для эвакуации военного имущества ЮНА из Хорватии — армии, которая уже воспринималась исключительно как сербская, всё-таки пришлось покинуть Хорватию.
А через несколько месяцев, весной 1992-го, он пригодился уже в Боснии — его начали использовать для вывоза людей из охваченного войной Сараево. Самолёт летал без салона — людей размещали туда буквально как сельдь в бочках, стремясь спасти как можно больше людей, ведь жестокая война разделила город с населением с почти в Кишинёв прямо посередине, и уехать оттуда прочь хотелось очень и очень многим.
1️⃣9️⃣9️⃣2️⃣ С 17 апреля по 5 мая 1992 года Попов трудился буквально без отдыха и за это время вывез из Сараево около 40 тысяч человек. В некоторых рейсах он за раз вывозил до 575 человек. Двигатели просто не выключались, полёты длились по 15-20 минут — туда и обратно.
Выгрузив пассажиров в «Батайнице» (аэродром под Белградом), самолет как можно быстрее взлетал снова. В Сараево его ждали новые тысячи беженцев – сербы, мусульмане, хорваты, евреи… Сараевский аэродром, расположенный в ущелье, обстреливался с двух сторон. По самолету стреляли. И попадали. Но отчаянному пилоту и его «Боингу» везло.
Однажды мать с двумя детьми каким-то образом потеряла при посадке одного из сыновей, а хватилась его уже в Белграде. Дело было уже вечером, а в сараевском аэропорту, разумеется, уже не работала никакая подсветка. Но капитан Попов решил вернуться за ребенком. «Ориентировались по очертаниям гор», вспоминал позже пилот.
И долетели, и сели, и нашли на аэродроме, который в этот день оставался уже полупустым, того самого пятилетнего Бояна, который играл с другими ребятишками в здании, уверенный, что «это мама меня потеряла». Взлетели снова, довезли и вернули матери…
⚽️ В мае 1992-го обстановка обострилась и выполнять рейсы стало вообще невозможным. Попов пересел за руль другого лайнера и доставил сборную Югославии в Швецию, для участия в чемпионате Европы по футболу.
Но, как уже сообщалось совсем недавно , команду выдворили буквально из раздевалок — и всё тот же Попов полетел с командой обратно. Но не сразу — из-за санкций самолёт даже не хотели выпускать из Швеции, и лишь вмешательство генсека ООН Бутроса Гали в итоге привело к адекватному решению.
⛔️ Позже, уже в мирное время, Стеван Попов трудился в Air Serbia, а в 2004 вышел на пенсию. Из-за рака он потерял одну из почек, и, судя по всему, болезнь и стала причиной, которая заставила его 3 июня 2015 года застрелиться у себя дома — он предпочёл такой конец, чем мучительное и страшное угасание.