Учреждение Государственного комитета по чрезвычайному положению

Из-за экономических и политических изменений «перестройки» произошло усиление противоречий между союзным центром и республиками.

Для стабилизации государства ставший 15 марта 1990 г. первым президентом СССР М.С. Горбачев начал разрабатывать проект нового Союзного договора. О своем нежелании участвовать в договорном процессе заявили представители прибалтийских республик, Грузия, Армения и Молдавия. Между тем, в других республиках на состоявшемся 17 марта 1990 г. первом в истории Всесоюзном референдуме за сохранение СССР как обновленной федерации равноправных суверенных республик проголосовало 76% населения. Этот результат позволил Горбачеву ускорить разработку договора. В это же время Горбачевым была созвана комиссия во главе с вице-президентом СССР Г.И. Янаевым для введения чрезвычайного положения в стране.

Первое заседание по подготовке договора состоялось 24 мая 1991 г. в подмосковной резиденции президента СССР – Ново-Огарево. В нем приняли участие представители РСФСР, Украины, Беларуси, Азербайджана, Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана и Туркменистана. После долгих и напряженных дискуссий в июне удалось прийти к компромиссу.

По нему, Советский Союз должен был стать федерацией Союза Суверенных Государств (ССГ). За союзным центром оставались вопросы обороны, безопасности, внешней политики, единой финансовой политики и общей инфраструктуры. В ведение союзных республик передавалось большинство экономических вопросов, вопросы социальной и культурной политики, а также вводилось гражданство республик. Предполагалось, что новым главой союзного правительства станет президент Казахской ССР Н.А. Назарбаев. Подготовленный Союзный договор должен был быть подписан 20 августа 1991 г. представителями Беларуси, Казахстана, России, Таджикистана и Узбекистана, а осенью – представителями оставшихся республик. Этот договор вызвал неприятие со стороны части руководства партии и силовых структур.

17 августа произошла встреча мартовской комиссии, на которой постановили ввести чрезвычайное положение с 19 августа для спасения страны от распада из-за нового Союзного договора и передать все полномочия вице-президенту Янаеву. На следующий день представители комиссии вылетели в Крым для переговоров с Горбачевым, находившимся на отдыхе в Форосе, чтобы заручиться его поддержкой. Неизвестно, как прошли эти переговоры. Поэтому до сих пор вопрос о роли Горбачева в августовских событиях считается дискуссионным.

После этого в ночь с 18 на 19 августа 1991 г. Янаев подписал документы о формировании Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП). В состав ГКЧП вошли Янаев, премьер-министр СССР В.С. Павлов, министр внутренних дел Б.К. Пуго, министр обороны Д.Т.  Язов, председатель КГБ В.А. Крючков, первый зампред Совета обороны О.Д. Бакланов, председатель Крестьянского союза В.А. Стародубцев и президент Ассоциации государственных предприятий и объектов промышленности, строительства, транспорта и связи А.И. Тизяков.

Рано утром силами погранвойск Горбачёв был заблокирован в Форосе. В это время Всесоюзное радио передало сообщения ГКЧП о введении чрезвычайного положения на территории Советского Союза (фактически – только в Москве) и указ вице-президента Янаева о его вступлении в исполнение обязанностей президента СССР в связи с нездоровьем Горбачева. Важно отметить, что руководство союзных республик не стало вступать в открытую конфронтацию с ГКЧП. Например, руководство БССР и УССР выразило поддержку их действий. Только президент России Б.Н. Ельцин, президент Молдавии М.И. Снегур и президент Кыргызстана  А.А.  Акаев объявили себя противниками ГКЧП. Несмотря на то, что ряд военнослужащих в Центральной России приняли ту или иную сторону в кризисе, многие сохранили нейтралитет, в частности, командование Балтийским и Тихоокеанским флотами, а также пограничные и ракетные войска стратегического назначения.

Противники ГКЧП начали проводить митинги в Москве, собираясь у Дома Советов РСФСР (теперь – Дом Правительства РФ), куда утром 19 августа прибыл Ельцин и российское правительство. Такие же митинги проходили в других крупных городах: в Ленинграде, Нижнем Новгороде, Свердловске, Новосибирске, Тюмени. Такая ситуация происходила и на следующий день, 20 августа. В Москву ГКЧП ввело войска.

В ночь на 21 августа в Новоарбатском тоннеле на Садовом кольце произошло единственное столкновение между противниками ГКЧП и войсками. После этого инцидента Главнокомандующий ВВС Е.И. Шапошников предложил Язову вывести войска, с чем министр обороны согласился. После этого утром была открыта сессия Верховного Совета РСФСР, где ГКЧП было осуждено. Одновременно днем  в Форос отправились две делегации: сторонников ГКЧП и их противников. Вечером 21 августа Янаев подписывает указ о роспуске ГКЧП.

После этого с 22 по 29 августа 1991 г. бывшие члены ГКЧП были арестованы, но через год они были отпущены под подписку о невыезде. В апреле 1993 г. началось судебное разбирательство, которое закончилось  амнистией членов ГКЧП 23 февраля 1994 г.

Путч ГКЧП не только предотвратил подписание нового Союзного договора, но и ускорил процесс распада СССР, подтолкнув «парад суверенитетов». Из-за ослабления советского правительства и партийного руководства советские республики провозгласили свою независимость во второй половине 1991 г.

Источники: https://ria.ruhttps://polit.ru.

Подпишитесь на Telegram-канал "Евразийская Молдова": самые свежие новости, аналитика, обзоры и комментарии о развитии Евразийского экономического союза. Подписаться >>>