Россия — основа многополярного мира

Многополярность представляет собой систему устройства мира.

При которой наличествует множество центров силы, обладающих определённым экономическим, военным потенциалом, политическим, экономическим, идеологическим устройством, но все эти характеристики можно определить под термином «полюс силы», вокруг которого есть центростремительная сила, притягивающая близкие по своей цивилизационной идентичности нации. Соответственно, состояние мировой политической среды будет определяться соотношением, балансом сил между «полюсами силы».

О подобном сложившемся балансе сил фактически заявил В. В. Путин в своём Послании к Федеральному Собранию от 1 марта 2018 года, подчеркнув «стабилизирующую роль России в поддержании мира на планете» [1], обозначив и приоритет на комплексное возрождение России, воссоздание былой геополитической мощи. Ведь далеко не случайно историческая форма России была употреблена именно в контексте Советской России. На наш взгляд это является недвусмысленным обозначением будущей геополитической, геостратегической конъюнктуры в мире. Каково же место и роль России в новом мире? Во-первых, Россия, несмотря на тотальный крах 90-х годов сохранила статус ядерной державы, причём есть полная «ядерная триада», которая также наличествует ещё только и у США. Кроме того, существуют широкие возможности «ассиметричного ответа» на все военные угрозы.

Во-вторых, Россия самодостаточна в природных ресурсах, что, несмотря на «долларовую зависимость», является серьёзной предпосылкой к полной экономической автаркии.

В-третьих, имидж России на международной арене неуклонно возрастает. Этому способствуют военно-политические, дипломатические победы, а также успех на Олимпийских играх в феврале 2018 года. Кроме того, необходимо обратить внимание на колоссальный духовный потенциал России, что создаёт предпосылку утверждения роли России в качестве «цитадели генерации новых смыслов».

В-четвёртых, геостратегическое расположение не только России, но и всего мира ставит актуальной концепцию Heartland, которая в данном случае отражает роль расположения всего постсоветского пространства, особенно в рамках Евразии, которую Збигнев Бжезинский когда-то назвал «центром мира» и «тот, кто контролирует Евразию, осуществляет контроль над всем миром» .

В-пятых, обозначено сближение с такими «полюсами силы» как Китай, Индия, которые являются в то же время и целыми цивилизациями, поэтому от того, насколько они смогут гармонично взаимодействовать, будет зависеть судьба Евразии, так как у США меньше всего шансов на гегемонию в Евразии, что подтверждает крах стратегии «управляемого хаоса» в Сирии.

В-шестых, намечаются контуры институционального оформления соотношения сил в рамках ШОС, БРИКС, ЕВрАзЭС: создание экономического пространства, военно-политическое взаимодействие, выработка совместной повестки на международной арене (России и Китая в Совбезе ООН). Это особенно значимо, так как действующие международные институты де-факто под контролем «коллективного Запада».

На первый взгляд подобные аргументы могут показаться спорными, так как экономически Россия является несравнимо более слабой, чем Китай, США, Индия, но фактическая роль России в повестке мировой политики неоспорима. Выход из данной дилеммы видится в утверждении о том, что экономика — это не мерило всего. Колоссальную роль играет имманентно проявляющееся богатство, которое было накоплено Россией на протяжении столетий, которое способствовало выживанию во время нашествия Наполеона, а также победа в Великой Отечественной войне. Кроме того, необходимо отметить, что всё могущество «коллективного Запада» как главного оппонента России основывается на монетаризме, который крайне уязвим к остановке экономической экспансии, так как пресловутый «коллективный Запад» не потому могущественен, что его система совершенна, а потому, что оно базируется на «фактическом грабеже» остального мира.

Индия, Китай в большей степени «связаны» взаимосвязями с Западом: Китай не слишком «стремится» от «долларовой системы» так как экономически сильно связан с США. Индия в этом отношении зависима в меньшей степени, но зависимость тоже существенна. Кроме того, значительный сегмент обществ в обеих странах, несмотря на сильные традиционные ценности, находится за чертой бедности, а в экономике порядка 35 процентов производится ручным трудом, что далеко не является показателем постиндустриальной державы. Таким образом, можно утверждать, что Россия действительно является основой многополярного мира, гарантом баланса сил.

Подпишитесь на Telegram-канал "Евразийская Молдова": самые свежие новости, аналитика, обзоры и комментарии о развитии Евразийского экономического союза. Подписаться >>>