Виктор Медведчук: «Хочу, чтобы мы разочаровали немцев»

1954.250.1Все страны-участницы Таможенного союза уже давно перешагнули уровень экономического развития 1990 года.

В который раз убеждаюсь в правоте поэта, который сказал: «Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстоянии». Вот и у нас украинская политика почему-то не может осознать, что на восточных границах страны мы имеем дело уже не с Россией, а с новым интеграционным экономическим объединением трёх государств. Но это хорошо видят, например, в Германии.

Я иногда читаю переводную аналитику DieWelt, в одном из последних номеров там рассматриваются перспективы Евразийского союза. Нужно сказать, что изначально идея экономической интеграции на постсоветском пространстве в самой Европе воспринималась скептически. И так продолжалось не один год, пока не начал реально работать Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана. Пока ряд государств СНГ не продемонстрировали, что произвести восстановление научного и технологического потенциала можно в достаточно сжатые сроки. Такое восстановление действительно произошло. Зная украинские реалии, в это трудно поверить, однако все страны-участницы Таможенного союза уже давно перешагнули уровень экономического развития 1990 года, чего не скажешь про нашу страну. Мы уже практически десять лет балансируем на отметке около 70% от того ВВП, что был зафиксирован в конце советской эпохи.

Именно поэтому теперь немцы считают, что у Евразийского союза есть потенциал. Этот интеграционный проект в будущем ими рассматривается как серьёзный конкурент ЕС. И я тоже так считаю. Однако к уже сказанному нашими германскими товарищами хотелось бы добавить ещё своё мнение. На мой взгляд, никакой интеграционный проект на постсоветском пространстве не будет полным, если в нём не участвует Украина. Я так говорю не потому, что это моя родина. Украина действительно является ключом ко всему. Без Украины Таможенный союз выглядит как проект Москвы – с Украиной объединение получает значительно больший внешнеполитический вес. Без Украины евразийская интеграция объективно вращается вокруг России – ведь на РФ приходится 5/6 экономического потенциала Союза. С достаточно крупной Украиной интеграция приобретает черты равноправного сотрудничества и подталкивает к такому же шагу другие страны бывшего СССР. Это и Молдавия, и, возможно, другие среднеазиатские республики, помимо Казахстана.

Я уже не буду останавливаться на том, что вступление в Таможенный союз выгодно, в первую очередь, для самой Украины. Оценку предполагаемого интеграционного эффекта провели многие эксперты и экономисты – никого не хочу ни в чём убеждать, имеющие глаза да увидят. Вопрос, на самом деле, очень простой. Или мы хотим быть субъектом международной конкуренции, или же согласны на роль объекта. Немцы, исходя из своих государственных интересов, опасаются, что мы пойдём по первому пути. Очень хочется, чтобы их опасения были не напрасны.

Виктор МЕДВЕДЧУК

http://kp.ua/daily/080812/350673/