Вступление Молдовы в «Восточное партнерство» обернулось захватом государства

Партия экс-президента Молдовы Игоря Додона планирует выдвинуть новый законопроект о языках, предусматривающий особый статус русского языка. Документ должен заменить закон, отмененный Конституционным судом в январе с подачи Партии действия и солидарности, поддерживающей президента Майю Санду. В чем причины нового витка обострения языкового вопроса, и как это соотносится с проевропейским курсом Санду, в интервью «Евразия.Эксперт» пояснил глава молдавского общественного совета «За свободную Родину» Игорь Тулянцев.

– Партия социалистов Республики Молдова (ПСРМ) разработала новый закон о языках, в котором фиксируется особый статус русского языка. Почему Игорь Додон решил заступиться за русский язык только сейчас, а не тогда, когда был у власти?

– В то время, пока социалисты были у власти, они решали сугубо экономические вопросы такого порядка, как приватизация каких-то объектов и так далее. Что касается русского языка, российских телевизионных каналов, отмены [статуса] персоны нон-грата гражданам РФ, видным общественно-политическим деятелям, партия социалистов за время своего правления об этих вопросах ни разу не вспомнила. После того, как Игорь Додон проиграл выборы, партия социалистов вдруг начала отстаивать русский язык, возвращение вещания российских каналов и делать все для того, чтобы привести своего избирателя в тонус.

– В декабре 2020 г. парламент Молдовы по инициативе партии социалистов принял закон, который вернул русскому языку статус языка межнационального общения. Однако оппоненты ПРСМ оспорили принятие документа, а Конституционный суд признал его не соответствующим Основному закону. Почему КС не поддержал закон?

– Конституционный суд не отменял закона о русском языке. Он отменил всего лишь тот закон, который провели социалисты совместно с людьми Плахотнюка. Все другие законы не отменены – например, закон о функционировании языков от 1989 г. С одной стороны, Конституционный суд признал этот закон устаревшим. В этом КС сидят люди Плахотнюка. Но никто не объяснил, что значит устаревший. Функционирует он, не функционирует, до сих пор в Молдавии никто понять не может.

Есть еще два закона, которые затрагивают функционирование русского языка. Это закон о правах нацменьшинств и закон о национальной политике, где русский язык считается языком межнационального общения. Если вы спросите меня, какой статус должен быть у русского языка, то я вам отвечу со всей ответственностью: у русского языка должен быть статус второго государственного, не языка межнационального общения.

У нас более 50% населения в повседневной жизни используют русский язык. Он должен иметь статус второго государственного. Но об этом социалисты не говорят, и никто подобные вещи не проводит.

Несмотря на то, что у нас действует два закона, вопрос в том, что их никто не исполняет. Именно об этом должны задумываться люди, которые находятся сегодня у власти. К сожалению, партия социалистов Додона не задумалась во время пребывания у власти о том, чтобы очистить государство от этих людей. Вот в чем главная проблема.

– Известно ли, что собой представляет предложенный партией Додона новый закон о языках?

– Никто вообще не понимает, о чем идет речь. Игорь Додон декларативно заявляет о том, что у него есть такое желание. Но, по сути, никто не понимает, какие изменения предлагают, что конкретно будет входить в этот закон.

– И.о. премьер-министра Молдовы Аурелиу Чокой заявил, что страна будет рада любому поставщику вакцин с учетом сложной эпидемиологической ситуации, что касается и российской вакцины «Спутник V». При этом Чокой открыто намекнул, что Кишинев готов принять российскую вакцину исключительно на безвозмездной основе. Почему платить не хотят?

– Чокой был ставленником Игоря Додона. До того, как стать и.о. премьер-министра, был главой МИДа. Что касается вакцины, Молдавия – единственная точка на карте Европы, которая фактически еще не начала массовой вакцинации населения. Больницы переполнены, люди лежат на кушетках в коридорах. В Молдавии реально сегодня творится ужас в области заражения коронавирусом. Это проблема номер один.

– Чем же вызваны задержки с вакцинацией?

– Первая проблема – отсутствие политической воли. Деньги в стране есть. Если бы власть действовала решительно и активно, в стране была бы вакцинация. Поэтому ждать какого-то чуда от этой власти не приходится.

– Глава Евросовета Шарль Мишель совершил дипломатический тур по странам «Восточного партнерства» – Молдове, Украине и Грузии. Чем это было вызвано и каковы ожидания Молдовы от ЕС?

– Молдова стала членом Восточного партнерства в 2012 г. при Филате. Но потом, через несколько лет, этот успех превратился в захваченное государство. Европейские чиновники смотрят на нас как на банановую республику, как на страну третьего мира.

Может быть, власть рассчитывает, что будут какие-то подачки в виде грантов, в виде вакцины, но ЕС и чиновники сделают все возможное, чтобы укрепить проевропейские партии. Никакого плана развития, к сожалению, нет.

Наши политики, с одной стороны, ждут поддержку со стороны Запада, а с другой – из Москвы.

– Мишель сказал, что победа Майи Санду на президентских выборах в ноябре 2020 г. «открыла окно возможностей для налаживания более тесных отношений между Молдовой с Евросоюзом». О каких возможностях идет речь, и насколько широко готовы «открыть окно» новые власти Молдовы?

– В Молдавии политический кризис. Президент у нас – номинальная фигура, «английская королева», которая может вручать награды, ездить в зарубежные поездки. Этим и ограничиваются действия молдавского президента. О каких «новых окнах возможностей» заявляют молдавские чиновники, непонятно. Все решения принимаются в парламенте. Поэтому только им известно, о каких «окнах возможностей» идет речь, и какие может открыть президент. Это, скорее, попытка лишний раз поддержать Майю Санду, которая заявляет о своих проевропейских взглядах, поддержать ее партию.

– Ведутся ли какие-то приготовления к принятию Молдовы в ЕС?

– Подобные разговоры ведутся только молдавскими политиками. Но всем в нашей стране давным-давно ясно, что евроинтеграция нашей страны – это старый просроченный товар, который не продаётся.

Сами европейские чиновники не раз заявляли, что Молдавию в ближайшее время никто в ЕС принимать не будет. Кроме того, никто ее туда и не приглашает.

Вопрос евроинтеграции – это философский вопрос. Такие понятия, как культура, традиции, архитектура, философия, наука, прогресс, европейское качество – все это никакого отношения к Европейскому союзу не имеет, потому что Европа и ЕС – это совершенно разные понятия. ЕС – это политическая структура, которая управляет Европой. Это не имеет никакого отношения к европейским ценностям.

Нужно разбираться, что мы имеем в виду под евроинтеграционными процессами. В современном понимании наших политиков это вступление Молдавии в ЕС. В ЕС нас никто не ждет, о чем говорят политики европейские. Поэтому это такая несбыточная мечта молдавского политического класса, которая в ближайшем будущем точно не сбудется.

Подпишитесь на Telegram-канал "Евразийская Молдова": самые свежие новости, аналитика, обзоры и комментарии о развитии Евразийского экономического союза. Подписаться >>>