Каких ошибок должен избежать Союз: взгляд из Казахстана
Сложный и значимый сам по себе, евразийский интеграционный процесс развивается на неблагоприятном фоне серии политических кризисов в странах Ближнего Востока, а также ожидаемых последствий вывода из Афганистана войск западных союзников. Вопрос о возможном его расширении за счет других постсоветских стран, таких как Украина, Кыргызстан, Армения, стал причиной обострения в них внутриполитической ситуации.
За последние три года сложилось базовое понимание того, что евразийская интеграция располагает возможностями, позволяющими ей стать ответом на вызовы наступившего нового века. Евразийский экономический союз неизбежен, так как будущее мироустройство будет определяться региональными интеграционными объединениями.
Создание Таможенного Союза России, Казахстана и Белоруссии (ТС) в 2010 г., запуск в 2012 г. проекта Единого экономического пространства(ЕЭП) трех стран и принципиальные договоренности о формировании к 2015 г. Евразийского экономического союза (ЕАЭС) обозначили главный тренд постсоветского интеграционного процесса.
Проект с самого начала предполагал сочетание «негативной» и «позитивной» интеграции — последовательное восхождение по «интеграционной лестнице» при условии конструктивного согласования экономической политики.
Что важно для Казахстана в евразийской интеграции
«Каждая из сторон прилагает максимум усилий, чтобы к маю 2014 года мы могли подписать итоговый вариант Договора о Евразийском экономическом союзе.
Важно, чтобы при таком режиме работы мы не забывали о качественной составляющей основного документа нашего будущего Союза. Евразийскую экономическую комиссию следует реформировать для ее соответствия новому уровню интеграции и обеспечения баланса интересов всех участников.
Сегодня, без преувеличения, делается история наших государств, и создание Евразийского экономического союза — это в подлинном смысле инновационный проект, который не является попыткой реставрации рухнувшего СССР. Возврата в прошлое нет и не будет — это наша единая и однозначная позиция», — Н.А.Назарбаев на совместном заявлении для прессы по итогам декабрьского заседания Высшего Евразийского экономического совета. 2013г., Москва.
ТС и ЕЭП являются, по сути, первым интеграционным проектом в истории независимых государств на постсоветском пространстве. С 1 января 2015 года должен начать работать Евразийский Экономический Союз (ЕАЭС) в составе Казахстана, России и Беларуси (предварительный проект договора будет подготовлен уже в марте этого года) Между тем, проявляются противоречия в подходах к интеграции, в частности, институциональному оформлению, расширению союза. Обнаруживается несовпадение позиций сторон по ряду экономических и политических процедур.
На заседании Высшего евразийского экономического совета на уровне глав государств, прошедшего в декабре 2013 в Москве, перед участниками ставились самые острые вопросы. Помимо темы расширения Таможенного союза (принятие Кыргызстана и Армении), где Казахстан выразил свое «особое мнение», развернулась и острая дискуссия вокруг Проекта «Договора об Евразийском экономическом союзе.
В частности обсуждалась институциональная часть договора, где определяются международно-правовой статус, организационные рамки, цели и механизмы функционирования Экономического союза. Она, а также вторая, содержательная часть проекта договора, должна быть согласована уже к марту 2014 года.
Важно чтобы создаваемая институциональная форма была наполнена реальным содержанием, обеспечила баланс интересов всех участников и не превратилась в экономический союз только на бумаге.
Расхождение во взглядах на расширение полномочий наднациональных интеграционных институтов
В то время, когда Москва выступает за расширенные компетенции наднациональных органов будущего экономического союза, в том числе и политических, Астана настаивает на сугубо экономическом характере сотрудничества и заявляет о недопустимости политизации создаваемого союза.
Казахстаном критически был воспринят вопрос о наделении наднациональными полномочиями Высшего совета на уровне глав государств и правительств. Расширение полномочий интеграционных институтов должно соответствовать целям интеграции. К чему создавать наднациональный орган наряду с уже действующей Евразийской экономической комиссией?
Казахстанская сторона подчеркивает, что партнеры строят именно экономический союз. И задача Евразийской экономической комиссии — не включать в договор положения, выходящие за пределы экономической интеграции, такие как охрана границ, миграционная политика, система обороны и безопасности. А также вопросы здравоохранения, образования, науки, культуры, правовой помощи по гражданским, уголовным, административным делам, которые не относятся к экономической интеграции и не могут быть перенесены в формат экономического союза. Кроме того, Казахстан считает, что необходимо исключить из текста договора положения об унификации ответственности по уголовным, административным нарушениям, так как эти сферы являются сугубо национальными и относятся к сфере внутренней политики государств.
Плюсы и минусы интеграционных союзов: главные тенденции 2013 года Между бизнесом и государством в этом вопросе постепенно налаживается тесный диалог по обеспечению равных условий конкуренции для субъектов казахстанского бизнеса на рынках ЕЭП. Казахстанская команда переговорщиков по ТС и ЕЭП добилась определенных успехов в спорных вопросах.
Плюсами интеграционных процессов является попытка создания единого рынка труда, открытие новых экономических рынков для реализации своей продукции, попытка привлечения новых технологий, и то, что участие в интеграционных проектах позволяет действовать сообща в условиях глобальной конкуренции. Но, в реальности все эти плюсы в итоге превращаются в минусы. Надежды и прогнозы казахстанских властей, что, к примеру, ТС откроет для казахстанских предпринимателей 153-миллионный рынок сбыта, пока не оправдались. Казахстан ожидал, что получит положительный эффект в виде увеличения сбыта отечественных товаров, но по-прежнему активно продает России и Беларуси сырье.
Наличие проблем и задач на пути углубления интеграционного взаимодействия осложняет, но не отрицает возможности принятия политического решения о создании в 2015 г. Евразийского экономического Союза. И конфликты интересов всех участников следует рассматривать как часть рабочего процесса.
Акмарал Абенова
ИСТОЧНИК: odnako.org