Молдавия vs Приднестровье: как работает парламент и для чего нужны регионы

Приднестровье1Инициатива президента Приднестровья Евгения Шевчука по переезду здания парламента из Тирасполя в Бендеры едва не превратилась в очередную глобальную проблему приднестровского конфликта. В Кишинёве выразили обеспокоенность в связи с переездом «сепаратистского» парламента в единственный правобережный город непризнанной республики, граничащий с Молдавией. Посол Украины в республике Молдавия высказал мнение, что перенос парламента в пограничный город вызовет напряжение в зоне безопасности. Именно Бендеры в начале 90-х были эпицентром противостояния между двумя берегами Днестра. Для приднестровцев Бендеры — город военной славы, символ государственности.

Впрочем, вскоре раздражённые вздохнули с облегчением. Парламент Приднестровья не одобрил инициативу президента, поэтому законодательный орган непризнанного региона останется в Тирасполе.

Парламент — место для принятия решений

Конечно, во всей этой истории важен совсем не отказ от переноса парламента в Бендеры. Важен посыл — сравнение проблем, которые сегодня стоят перед молдавским и приднестровским законодательными органами.

Чем сегодня занимается молдавский парламент? Определяется, вступать стране в Таможенный Союз или барахтаться под дверью Европейского. Меняет избирательное законодательство, а через неделю переиначивает его обратно. Пытается насильно навязать румынский язык большинству — молдаванам, русским, украинцам, гагаузам.

Приднестровский парламент в то же время работает, а не утопает в бесконечных дрязгах. Причём, самое важное — молдавский парламент никак не может определиться с государственнообразующими факторами, в то время как в приднестровском парламенте существует монолитное мнение по поводу основополагающих вопросов. Следовательно, пока молдавский парламент разъединяет общество, делает пропасть между людьми различных взглядов ещё шире, приднестровский — скрепляет и левых, и правых, и центристов.

Дискуссии в приднестровском парламенте, конечно, происходят. По деловым вопросам. Но никогда не затрагиваются основополагающие ценности. Ни одна политическая сила не выступает с инициативами, к примеру, упразднить статус официального для молдавского, русского или украинского языка или отказаться от курса евразийской интеграции.

На Западе у Приднестровья формируется имидж авторитарного анклава, где царствует диктатура и нечего говорить о каком-либо плюрализме и многопартийности. Хотя на самом деле Приднестровье является прекрасным примером реально работающей евразийской демократии.

Как минимум на публичном уровне в парламенте существует несколько центров притяжения, которые конкурируют между собой. Самый большой из них — партия «Обновление», большинство депутатов которой тяготеют к спикеру парламента Михаилу Бурле, финансово-промышленной группе «Шериф» и находятся в умеренной оппозиции к президенту Шевчуку. В частности, это большинство можно считать ответственным за блокирование инициативы переноса парламента в Бендеры. Тем не менее, никакого саботажа президентских инициатив, когда они касаются стратегического курса Приднестровья, не происходит. Тем более, что и сам президент обладает в парламенте собственной группой депутатов. Присутствуют в приднестровском парламенте и сторонники бывшего президента Смирнова, и коммунисты, и условные либералы из партии «Прорыв».

Для сравнения — в молдавском парламенте приблизительно такое же многообразие партий. Но можно ли назвать Молдавию витриной постсоветской демократии? Способствует ли парламентская многопартийность плюрализму и гражданскому согласию?

Развитый регионализм вместо сепаратизма

Инициатива по переносу парламента в Бендеры — ещё и свидетельство стабильности территориального устройства. Приднестровье и Молдавия в этом вопросе представляют две совершенно разные конструкции.

Тирасполь — старший среди равных рядом с Бендерами, Рыбницей и другими городами и районами. В Молдавии же Кишинёв выступает в роли цербера, которому с трудом удаётся сдерживать едва ли не открыто выступающие за сепаратизм (из-за несогласия с центральной политикой) регионы.

Можно ли представить всерьёз, что появится инициатива переноса молдавского парламента в Бельцы или, например, в Комрат?

Отчасти поэтому страдает экономика. Вряд ли молдавский Центр согласится начать какой-то серьёзный проект в Бельцах или Тараклии, если завтра те могут объявить о неповиновении столице, которая реализует жёсткий курс на интеграцию с Румынией.

Структура же приднестровской экономики построена таким образом, что есть три промышленных центра — Тирасполь, Рыбница, Бендеры — которые работают на общее благо и поднимают как свою собственную экономику, так и экономику всей страны.

Кто из читателей будет посещать Молдавию и Приднестровье, советую провести визуальный эксперимент. Сравнить состояние близлежащих дорог и сёл за Кишинёвом и за Тирасполем. Через пару километров вы поймёте разницу в отношении к своим регионам молдавской и приднестровской власти.

***

Парламентаризм и регионализм в исполнении Молдавии и Приднестровья — это ещё один пример того, насколько разными путями пошли два осколка Большой Молдавии. Куда ни ткни — внешнеполитический выбор, языковая политика, экономика, политическая система — Приднестровье движется на два шага вперёд.

В подобных условиях всё чаще слышен тезис, что это Молдавию надо присоединять к Приднестровью, а не наоборот. Но я сформулирую иначе: успех Приднестровья — это дорожная карта для современной Молдавии. Рано или поздно Кишинёву придётся брать пример с Тирасполя.

Артём Бузила

ИСТОЧНИК: odnako.org

Подпишитесь на Telegram-канал "Евразийская Молдова": самые свежие новости, аналитика, обзоры и комментарии о развитии Евразийского экономического союза. Подписаться >>>