Оборонное сотрудничество с Россией защищает суверенитет Беларуси
23 февраля в Беларуси и России традиционно отметили День защитника Отечества.
Вооруженные силы двух стран – достойные наследники традиций Советской Армии. Сегодня они так же сообща защищают безопасность наших государств. В конце 2021 г. была обновлена Военная доктрина Союзного государства. Действует совместная группировка ПВО, регулярно проводятся совместные учения. В связи с обострением ситуации на границах с НАТО и Украиной для парирования угроз развернута Региональная группировка войск. Какую роль интеграция в оборонной сфере играет в обеспечении безопасности Беларуси и России, оценил зампредседателя комиссии по международным делам Палаты представителей Нацсобрания Беларуси Олег Гайдукевич.
– Олег Сергеевич, в рамках Союзного государства Россия и Беларусь формируют единое оборонное пространство. Какую роль эта работа играет в условиях текущих военных вызовов со стороны Запада?
– Крайне важную роль, потому что мы прекрасно знаем планы Запада. После начала специальной военной операции России, которая началась для предотвращения как раз-таки большой войны, Запад также пытается втянуть в военные действия республику Беларусь. Это делается постоянно путем нагнетания ситуации, различных провокаций на границе. Наша задача – не поддаться на это. Все, что мы сейчас делаем в военной сфере, направлено на то, чтобы предотвратить войну. Чем сильнее будет наша группировка, вооружение, военная мощь – тем меньше вероятность необдуманных действий наших потенциальных противников.
Недавно президент Беларуси провел большую встречу с иностранными журналистами, и он очень подробно остановился на этой теме, вспомнил Великую Отечественную войну. Это очень хорошая параллель, когда убеждали СССР, что никакой войны не будет, а потом обманули. Эту ошибку мы никогда не повторим. Мы готовимся к любому развитию событий. Все будут видеть нашу мощь и понимать, что их ждет в случае нападения на Беларусь, ракетных ударов или попытки захватить какую-то часть нашей территории. Мы рассматриваем все самые негативные сценарии не потому, что они случатся завтра, а для того, чтобы они никогда не случились.
В этом вопросе у нас очень тесное взаимодействие, мы действуем как один организм. Очень хорошо налажено взаимодействие военных ведомств, спецслужб. Учения проводим постоянно. На этот год запланировано огромное количество учений на территории Беларуси и на территории России. Все они направлены на слаживание действий вооруженных сил Беларуси и России, нашей совместной группировки, и отработку конкретных сценариев возможного развития действий.
Второе направление военного сотрудничества – перевооружение белорусской армии, самодостаточность производства наших вооружений. Недавно президент Беларуси встречался с президентом России, и очень важный момент, который они обсуждали, – это производство на территории Беларуси самолетов, боевой авиации. Вместе мы также работаем над импортозамещением, чтобы все, что нужно для производства военной техники, мы делали самостоятельно. Это залог суверенитета и залог мира не только в Беларуси, но и во всей Европе.
– В настоящее время Украина сосредоточила на границе с Беларусью почти 15-тысячную группировку войск, Польша стянула к белорусской границе почти 30 тыс. солдат. Украина взорвала практически все автомобильные и железнодорожные мосты и заминировала дороги на границе с Беларусью, предпринимает постоянные провокации против белорусских пограничников. Как это воспринимается в Беларуси?
– Конечно, мы воспринимаем это с тревогой, особенно население. Мы никогда не проводили враждебную политику, и нас сразу возмутило, что со стороны Польши, со стороны Украины идет накачивание на границе вооружений, сил, средств. Причем наступательного характера, вовсе не оборонительного. В той же Польше именно наступательные силы концентрируются: и солдаты НАТО, и техника, которая предназначена для наступления. Для чего, просто так? Мы не верим, поэтому, конечно, есть настороженность.
С другой стороны, если говорить о руководстве и политиках, депутатах, то мы не паникуем. Мы должны прекрасно понимать, что при плохом сценарии вся Европа будет втянута в войну. Никакой Польши через час не будет, никакой Прибалтики через 40 минут не будет. Современная война ведется совсем по-другому. Но мы делаем все, чтобы эти сценарии никогда даже не рассматривались, несмотря на несамостоятельность наших партнеров. Поэтому президент все силы в плане военной безопасности сейчас направляет на укрепление вооруженных сил. Это гарантия того, что никто не нападет: они прекрасно знают радиус действия наших ракет, которые могут везде достичь своей цели – центров принятия решений. Они прекрасно знают мощь совместной белорусско-российской группировки.
– 24 февраля исполняется год с начала специальной военной операции. В каком направлении это скорректировало военное сотрудничество Беларуси и России?
– Конечно, оно было скорректировано в первую очередь в практической плоскости. Мы поменяли, например, концепцию национальной безопасности. У нас она раньше была более абстрактная, мы старались избегать каких-то острых углов, старались налаживать мосты. Но после того как Запад стал в отношении нас вести такую агрессивную, неприкрытую войну, конечно, мы эту концепцию уже скорректировали. Она стала более приближена к реальным условиям современности. Там написано, кто нам угрожает, как этого избежать, что надо делать.
Мы стали более координированно работать в военной сфере. Это касается и системы ПВО, и взаимодействия других видов войск, то есть, за этот год взаимодействие между белорусской и российской армией возросло многократно. И, я думаю, сейчас дороги назад нет. У нас должна быть сильная, мощная союзная армия, и мы будем ее теперь только укреплять. Все эти разговоры о том, что армия не нужна, ее надо сокращать, кто нам угрожает, они закончились. Вы видите, что нам жить спокойно не дадут.
– Активно развиваются совместные учебно-боевые центры Беларуси и России. Какой вклад они вносят в укрепление обороноспособности двух стран?
– Огромный вклад. Помните, нас все время критиковали за учения, которые проводят Беларусь и Россия. А как армия готовится? Только боевыми действиями или учениями. Боевых действий желательно, чтобы поменьше было, чтобы люди не гибли, а вот учений будет больше, и мы никогда больше отчитываться не будем.
Эти учебно-боевые центры, которые стали работать во многих регионах республики Беларусь и России, тоже будут наращивать свои возможности. Все будет расти в геометрической прогрессии, чтобы мощь вооруженных сил Беларуси, России и в целом население было готово к любому развитию событий. «Хочешь мира – готовься к войне». Это не я придумал. Сильного никогда не тронут, поэтому нам надо становиться еще сильнее, и тогда не будет войны никогда.
– В ходе недавней встречи с президентом России президент Беларуси предложил наладить в республике производство штурмовиков Су-25. Как это скажется на развитии белорусского ВПК, какие выгоды способно принести?
– Это не первая наша инициатива, мы уже производим ряд вооружений, которые зарекомендовали себя очень хорошо. И производство Су-25 – следующий шаг нашего взаимодействия и развития военной промышленности. Надо отметить, что в стране не разрушено ни одного предприятия военной направленности, которое было со времен СССР. Президент сохранил их и это его огромная заслуга. Сейчас, спустя годы, понятно, насколько он был прав. Ведь нам гораздо легче сейчас что-то воспроизвести, восстановить и начинать производить.
Посмотрите на другие страны постсоветского пространства, где все это разрушили, уничтожили – а ведь с нуля создать что-то очень тяжело. Мы видим ситуацию в Европе: они все время говорят о нехватке вооружений, и за год-два они ничего не восполнят. Нужны десятилетия, чтобы выйти на серьезные объемы производства. А мы ничего не разрушали, и это огромная подмога не только для Беларуси, но и для России, для всего Союзного государства. Мы самолеты будем производить, я думаю, и не только самолеты, откроем еще какие-то производства. Мы сейчас и прицелы производим, у нас очень сильные оптические системы, и много чего еще. Все это будет работать и на безопасность, и на экономику нашей страны.