Американцы попросили продлить срок работы USAID в России

Госсекретарь США Хиллари Клинтон обратилась к российской стороне с просьбой продлить до мая 2013 года срок работы USAID в России. Как стало известно газете «Коммерсантъ», письмо соответствующего содержания было направлено американским госсекретарём главе российского МИДа Сергею Лаврову. В российском правительстве факт получения письма от Клинтон подтвердили, однако раскрыть подробности отказались.

Официальный представителя Госдепартамента США Виктории Нуланд уже заявла, что агентство не будет «заключать новые контракты в следующем финансовом году», однако, как полагают американцы, «программы помощи должны сворачиваться постепенно».

Напомним, во вторник американское Агентство по международному развитию (United States Agency for International Development — USAID) объявило о прекращении деятельности в Российской Федерации.

Во вторник же в посольстве США состоялась встреча с участием Майкла Макфола, представителей USAID и российских НКО. Обсуждался, понятно, вопрос о возможности продолжить финансирование российских организаций, удобных американцам.

«Ъ» приводит слова заместителя исполнительного директора ассоциации «Голос» Григория Мельконьянца, присутствовавшего на встрече:

— Для них решение закрыть USAID — разочарование, но при этом они не собираются полностью уходить из России. Пока неизвестно как — идет процесс мозгового штурма.

Источник в правительственных кругах Штатов сказал:

— Закрытие USAID не значит, что мы готовы изменить свою политику и больше не будем поддерживать программы, которые раньше финансировались через агентство.

Ещё один собеседник «Ъ», близкий к Госдепартаменту США, также заявил, что российские НКО американской поддержки не лишатся: в России продолжают работу, как минимум, три организации, тесно связанные с правительством США,— Национальный фонд поддержки демократии (NED), Национальный демократический институт (NDA) и Международный республиканский институт (IRI). Однако он намекнул, что от изменения способа финансирования нам же будет хуже:

— Разница только в том, что эти структуры не будут заниматься детскими домами и финансирование получат только правозащитные и политические НКО.

Источник в российском правительстве заявил, в свою очередь:

— Какая-либо дальнейшая деятельность USAID на территории РФ исключена. Американцы сами дали нам гарантии, что будут действовать в полном соответствии с нашим решением.

В чём состоит недовольство российской стороны по поводу деятельности USAID, пояснил вчера представитель МИД РФ Александр Лукашевич:

— Характер работы представителей USAID в нашей стране далеко не всегда отвечал заявленным целям содействия развитию двустороннего гуманитарного сотрудничества. Речь идёт о попытках влиять через распределение грантов на политические процессы, включая выборы различного уровня и институты гражданского общества.

Серьезные вопросы вызывала и активность USAID в российских регионах, особенно на Северном Кавказе.

Россия теперь входит в число новых доноров и отказывается от статуса получателя помощи развитию во всех международных организациях. Российское гражданское общество стало вполне зрелым и не нуждается во внешнем руководстве.

Мы открыты для сотрудничества с Агентством в реализации проектов в третьих странах, которым остро необходима гуманитарная помощь.

Разумеется, такое взаимодействие предполагает строгое соблюдение принципов равноправия, уважения интересов друг друга и невмешательства во внутренние дела.

Президент РФ Владимир Путин согласен с озвученной МИДом оценкой деятельности USAID.

Российские же организации, зависящие от финансирования по линии USAID, не исключают того, что придётся сворачивать деятельность.

«Под угрозой» проект «Я вправе», «сложности» возникают у ассоциации «Голос», правозащитный центр «Мемориал» недосчитается примерно 50% средств, шедших на программы на Северном Кавказе.

По данным, которые поступают от представителей НКО, американцы гарантированно «не оставят в беде» некоторые организации, в их числе: Московская Хельсинкская группа, «Мемориал» и ассоциация «Голос».

Глава правозащитного комитета «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина сетует на предстоящие сложности, однако уверена, что USAID сможет и дистанционно финансировать программы российских правозащитников:

Законодательство этого не запрещает. Мы работаем с одним норвежским фондом, и средства на наши счета поступают напрямую из Осло. Другое дело, что такое дистанционное сотрудничество подразумевает, скорее всего, снижение объемов финансирования и создает дополнительные проблемы с государственными контролирующими органами.

Международная правозащитная организация Freedom House, в свою очередь, вчера подвергла критике решение США о закрытии USAID в России. В организации полагают, что нельзя принимать подобные решения только на том основании, что «Владимир Путин попросил это сделать», называют это «опасным прецедентом» и очень хотят, чтобы администрация Обамы «пересмотрела это решение немедленно».

Cенатор-республиканец Джон Маккейн призвал американскую президентскую администрацию осудить это решение Москвы.

Владимир Бурматов, первый заместитель председателя комитета Госдумы, поделился своими мыслями с «Однако»:

Я считаю закрытие USAID показательным по нескольким причинам. Во-первых, вмешательство в наши внутренние дела с чьей бы то ни было стороны – это хамство и нарушение нашего суверенитета, также прямая угроза нашей безопасности. Закрывать их надо было, учитывая, что они занимались не благотворительностью, не спасением редких видов животных, не экологической деятельностью, а финансировали политические проекты.

Во-вторых, я считаю, что закрытие этого агентства сорвало все маски. Всплыли все эти дикие цифры про четыре миллиарда рублей (в рублёвом эквиваленте будем считать), которые были инвестированы в нашу оппозицию только по линии этого фонда, только в 2011 году, только Соединёнными Штатами Америки.

Учитывая, что это происходило совместно с USAID и госдепартаментом США, все разговоры о том, на чьи деньги был весь этот банкет, – абсолютно излишни. Теперь понятно, кто есть кто, чуть больше, чем полностью. И вряд ли отечественной оппозиции теперь можно будет отмыться когда-нибудь.

Это начало финансового кризиса внутри нашей оппозиции. Это голодающие дети российских оппозиционеров, это Удальцов, вынужденный, наконец, начать работать и получить первую запись в трудовой книжке, это Борис Немцов, которому придётся отказывать себе в самом насущном и перейти на более дешёвых проституток.

Если же говорить серьёзно, то эта реакция США на сам факт закрытия абсолютно закономерна, и ничего иного я от них не ждал. Когда ты теряешь собственного агента влияния на политику других стран, это всегда болезненно, и это всегда можно назвать «провалом всех паролей и явок». Теперь Хилари Клинтон готова делать такие заявления, подставляться и говорить о желании продлить работу хотя бы до мая. Очевидно, что это нужно для того, чтобы перегнать сюда транш на 2013 год. Это абсолютно прозрачная история.

На мой взгляд, это означает кризис российского протестного движения. По тому, как происходил последний марш миллионов, видно было, что участвуют там исключительно профессионалы, которые выходят от соответствующих организаций, занимающихся протестами и совершенно очевидно, что многие из них за это что-то получают. Теперь с деньгами всё будет плохо. Понятно, что многие лидеры протеста успели обеспечить себе достаток, распиливая эти транши. Оппозиция в России сейчас будет схлопываться ещё и потому, что ей просто не на что будет жить, а как сказал Навальный на последнем марше миллионов, «мы ходим на митинги, как на работу», а на работу ходят за деньги. Как только на работе деньги перестают платить, значит, люди на работу ходить сразу же перестают. Поэтому ждём сокращения штата российских оппозиционеров и начала митингов уже иного толка: «Хиллари, найди выход!»

Безусловно, это серьёзный провал для США. Личный провал для Хиллари Клинтон, потому что они теряют инструмент влияния на ситуацию внутри России. Это был колоссальный рычаг воздействия. Они будут искать другие варианты и другие источники финансирования отечественного протестного движения. У меня есть ощущение, что они их в любом случае найдут. Но с учётом того, что мы сейчас приняли поправки в законодательство об НКО, ввели понятие «иностранного агента» и особый порядок отчётности для иностранных агентов, им это существенно осложнит деятельность. Речь идёт о любом государстве, не только о США, так как и у Англии и у ряда других государств есть свои интересы поиграть на российской политической поляне. Закон серьёзно осложнит деятельность организаций аналогичных USAID.

ИСТОЧНИК: odnako

Подпишитесь на Telegram-канал "Евразийская Молдова": самые свежие новости, аналитика, обзоры и комментарии о развитии Евразийского экономического союза. Подписаться >>>