Информационная война против России: хронология и методы /АНАЛИТИКА/

150521085626_original_11В 2014 против России была развязанная полномасштабная информационная война. Посмотрим хронологию и методы ведения.

Дискредитация страны

Интерес к России подогревался западными СМИ на протяжении всего года. По данным сервиса GoogleTrends, он имел следующую динамику:

Скачки на графике объясняются событиями:

A– Президент ФИФА Йозеф Блаттер подал иск в прокуратору Швейцарии, чтобы оспорить выбор России хозяйкой Чемпионата мира – 2018. Формально не по политическим, а коррупционным причинам;

B – Минские соглашения по урегулированию ситуации на Украине между представителями Новороссии, России и Украины от 5 сентября 2014;

C – Второй виток санкций и катастрофа Boeing 777 в Донецкой области;

D– Сообщения о возможной приостановке поставок газа на Украину;

E – 17 апреля 2014 США, Россия, Украина и ЕС провели четырехсторонние переговоры и призвали прекратить насилие на Украине;

F – Крым проголосовал за присоединение к России и первый виток санкций;

G – Смена власти в Крыму;

G-H – Олимпиада в Сочи;

H – Теракт в Волгограде.

2/3 информационных всплесков вызваны событиями на Украине. Россия упоминается в негативном контексте, однако структура этого негатива меняется со временем.

До осени 2014 западные СМИ осуждали преимущественно действия российских властей, но воздерживались от прямой оценки качества русской культуры, народа. Власти РФ назывались главным агрессором и виновником конфликта. При этом журналисты часто искажали факты. Так в августе в Германский Совет по вопросам прессы поступила официальная жалоба читателей против журнала «Шпигель» за неэтичное и предвзятое освещение крушения малайзийского рейса МН17.

Основная тактика информационных атак – многократное повторение желаемых установок. Ставка делалась именно на массовость сообщений, а не на качество доказательной базы или согласованность действий.

Типичное высказывание Барака Обамы конца августа 2014:

«Российские войска, которые вошли на Украину, — это не гуманитарная или миротворческая миссия. Там находятся российские боевые части с российским оружием и на российских танках. Это факты, которые можно доказать. Они не подлежат сомнению».

При этом достоверные факты и доказательства не были представлены широкой общественности.

С осени риторика изменилась – от осуждения российских властей перешли к прямой дискредитации образа России как авторитарной страны с диким, агрессивным, невежественным населением. Использовался любой информационный повод, без привязки к украинским событиям.

Например, цитата из «TheDailyBeast»: «Россия с ее огромными расстояниями, скверными городами и ненавидящим иностранцев населением не подходит на роль хозяйки турнира».

По данным Pew Research Center, отношение к России в 2014 году существенно ухудшилось и ситуация принимает «драматический» характер. Наиболее существенные сдвиги в сторону русофобии наблюдаются в Европе и США. По данным Международной службой BBC, хуже всего воспринимают Россию жители Европейских государств, Израиля и Северной Америки.

Эти данные корреспондируют с данными Google Trends, согласно которым наибольший интерес к России зарубежные медиа сформировали у жителей США, Канады, Австралии, Прибалтики, Польши, Великобритании, Италии, Португалии – что косвенно свидетельствует об эффективности информационных атак.

Удар по репутации России ожидаемо затруднил международные взаимодействия, что отчасти поспособствовало ухудшению инвестиционного климата, увеличению оттока капитала, уходу из страны иностранных компаний.

Кроме того, информационные атаки нанесли ощутимый локальный урон, особенно на финансовых и валютных рынках. Например, 25 апреля 2014 рейтинговое агентство Standard & Poor’s понизило суверенный рейтинг России с «BBB-» до «BBB» с рейтингом «негативный», что вызвало падение курса рубля и котировок российского рынка акций. Потенциально подобные информационные атаки, осуществленные в критический момент, могут вызвать системные разрушения.

4 декабря 2014 года Конгресс США принял резолюцию 758, в которой призвал Президента и Государственный Департамент США разработать стратегию многосторонней координации по созданию и распространению новостей и информации на русском языке в странах с большим числом русскоговорящих.

Фактически, заявлено о начале нового этапа, когда дискредитация образа страны будет вестись не только за рубежом, но и внутри России – в целях дестабилизации обстановки. Однако исторический и международный опыт показывает, что внутренние информационные риски легко нивелируются административными методами.

Дискредитация российских элит

К основным приемам информационной атаки на российских VIP-персон можно отнести:

1. Высказывания представителей западных элит о том, что с русскими невозможно вести бизнес, так как они не держат слово, пытаются обмануть партнеров, используют бандитские методы (президент нефтяной корпорации BP в 1995–2007 годах лорд Джон Браун о Потанине и Фридмане);

2. Резонансные уголовные дела, из которых следует, что торговля оружием, наркотиками, финансовые махинации и даже поддержка терроризма одобрены в России на самом высоком уровне (Виктор Бут, осужденный в 2012 в США за торговлю оружием и поддержку терроризма);

3. Массовые упоминания в СМИ в негативном контексте русской финансовой и политической элиты, которая представлена диктаторами, коррупционерами, преступниками;

4. Дискредитация российских VIP-персон в массовой культуре. Например, телевизионный британский проект «Знакомьтесь, русские», в котором российские олигархи представлены вульгарными нуворишами;

5. Массовое тиражирование (особенно в британской прессе) разоблачительных интервью самих российских олигархов, которые добровольно делятся компроматом на своих коллег, тем самым делегитимизируя не только конкретных персон, но и всю российскую бизнес-элиту.

Дискредитация российских представителей бизнеса и власти негативно сказалась на международных отношениях, поспособствовала созданию атмосферы взаимного недоверия между представителями российских и иностранных бизнес-сообществ, ухудшила инвестиционный климат.

Следует отметить, параллельно с дискредитации российских VIP-персон также шла их информационная накачка: создавались образы злодеев, но злодеев влиятельных и опасных. Так по итогам 2013 года рейтинг американского журнала Форбс назвал Владимира Путина самым влиятельным политиком в мире.

Согласно сервису Google Trends, интерес англоязычной аудитории поисковика к России коррелирует с интересом к Путину. Образ Путина в представлении западной аудитории неразрывно связан с образом России и неизбежно переносится на русских и страну вообще.

Скачки на графике объясняются событиями:

A – Путин досрочно покинул саммит G20 в Австралии.

C – Путин представил план мирного урегулирования по Украине.

D – ЕС призвал Путина предоставить доступ к месту падения Боинга.

G – Путин посетил Крым.

J– Встреча министров иностранных дел (ЕС, США, Россия, Украина) в Женеве.

M – Смена власти в Крыму.

Примечание: Выброс Fна графике вызван сообщениями о возможной приостановке поставок российского газа на Украину, которая была расценена как прямое покушение России на европейскую энергобезопасность. В таком контексте аудитория полностью потеряла интерес к Путину. Пристальное внимание было направлено на конкретные российские действия, а не на заявления официальных лиц.

Созданный образ сильного и опасного врага можно использовать: 1. Для управления собственным населением методом актуализации страхов; 2. Для оправдания силовых действий в будущем против России и российских элит.

Дискриминация российских СМИ

Следует учесть, что влияние российских СМИ на западную аудиторию растет. Уже сейчас основной российский информационный рупор Russia Today круглосуточно доступен 700 млн зрителей по всему миру и на равных конкурирует с CNN, BBCWorldNews, Euronews, Fox, DeutscheWelle. По количеству просмотров различных видеозаписей в интернете RTзанимает первое место в мире среди новостных каналов. Экспансия на западный медиарынок будет усилена. С 2007 по 2015 бюджет RT вырос с 2,4 млрд рублей ежегодно до 15,38 млрд.

Правительства иностранных государств прекрасно осознавали угрозу, но в 2014 запретительные меры носили эпизодический, а не системный характер. Например, запрет на рекламу российских телеканалов (октябрь 2014, Лондон), блокировка профилей на иностранных интернет-сервисах (блокировка аккаунта RT на Reddit, блокировка аккаунта RT на YouTube от 18 марта 2014), запрет на въезд некоторым российским журналистам (Украина от 27 ноября, Германия от 14 сентября), отказы в аккредитации на значимые мероприятия, резонансные обвинения российских СМИ в предвзятости (весна 2014, госсекретарь США Джон Керри назвал телеканал RT рупором путинской пропаганды).

В декабре 2014 года Конгресс США призвал Государственный департамент Соединенных Штатов определить позиции на ключевых дипломатических постах в Европе для оценки степени политического, экономического и культурного влияния России и спонсируемых российским государством СМИ и координации с правительством принимающей страны действий по принятию соответствующих ответных мер.

Ожидается, что борьба с влиянием российских СМИ в скором времени приобретет системный характер. Это предсказуемо усложнит работу российских журналистов и СМИ за рубежом и снизит возможности воздействия на иностранную аудиторию.

Материал подготовил Максим Волков на основании аналитического доклада «Санкции +. Что еще в арсенале давления Запада на Россию?»

ИСТОЧНИК: politobzor.net

Подпишитесь на Telegram-канал "Евразийская Молдова": самые свежие новости, аналитика, обзоры и комментарии о развитии Евразийского экономического союза. Подписаться >>>