Как Союзу пресечь шулерские разводки «Украина-ЕС». Взгляд из Белоруссии

Юрий Баранчик

Украина-ЕС: о ходе переговоров

Присоединение Украины к Евразийскому союзу стало бы важной победой в деле формирования объединения как самостоятельного и независимого политического и экономического игрока в мире. Особую актуальность данной проблеме придает состоявшийся недавно саммит Украина-ЕС.

Напомню, что этот саммит должен был пройти в 2012 году, но, по многим причинам, главной из которых был ряд требований Европы к украинскому руководству из-за дела Тимошенко и выборов в украинский парламент, он так и не состоялся. Только после того, как Янукович сделал очередной, но сильный реверанс в сторону России и Евразийского союза, в Европе решили изменить свою позицию и дали добро на проведение форума.

На первый взгляд, по итогам саммита руководство Украины добилось решения стоящих перед ним задач по вопросам принципов и механизмов взаимодействия с Евросоюзом. Так, экс-министр иностранных дел, Владимир Огрызко, заявил о том, что итоги саммита являются «однозначно позитивными, поскольку они продемонстрировали желание обеих сторон найти компромисс». Его мнение поддержал и регионал Олег Зарубинский: «Саммит очень важный для Евросоюза — не меньше, чем для Украины. Если обратить внимание на высказывания европейских участников, то результаты успешные». В той же тональности говорят и лидеры оппозиции — «Батькивщины» и УДАРа.

Не менее восторженны и отзывы европейской стороны. Так, президент Европейского совета, Херман ван Ромпей, подчеркнул, что «саммит проходит в ключевой момент» истории отношений между Киевом и Брюсселем. По его мнению, именно в этом году в этих отношениях может быть достигнут «исторический скачок», если осенью, на саммите в Вильнюсе, соглашение об ассоциации и свободной торговле между Украиной и ЕС все-таки будет подписано.

Обратный отсчет для Украины — условия и даты от Евросоюза

Вместе с тем, ключевые лица европейской внешней политики, несмотря на бравурную риторику, подчеркнули, что общие разговоры остались в прошлом — Украина приняла на себя ряд жестких и четких обязательств, исполнение которых позволит ЕС оценить серьезность намерений Киева интегрироваться с Евросоюзом. Так, ван Ромпей назвал май 2013 года крайним сроком, когда в Брюсселе хотят увидеть «конкретные достижения» в трех сферах, которые ЕС считает проблематичными для Украины: «выборочное правосудие», недостатки парламентских выборов 2012 года и реформы в экономике. Жозе Мануэль Баррозу также подтвердил — от Украины все ждут конкретных действий, а не слов, и задачи, стоящие перед Украиной, настолько четкие, что «их выполнение не займет много времени, и результат можно будет увидеть невооруженным глазом».

Т.е. европейские лидеры поставили руководству Украины три конкретных условия и назвали два срока, которые, по сути, поставят точку в дискуссии относительно европейской интеграции Украины: май и ноябрь 2013 года. Понятно, что в плане риторики украинское руководство вынуждено будет сделать все, для того чтобы внешне соблюсти политес и продемонстрировать свою договороспособность.

Кто заплатит за дорогу Украины в Европу? Газовый аспект

Реальные проблемы украино-европейского диалога лежат за рамками дипломатического дискурса и заключаются в решении ряда очень конкретных проблем. Важнейшие из них, ставшие просто фетишем украинской политики, — объем и цена российских поставок газа на Украину и судьба украинской ГТС. Это ключевые вопросы, без решения которых все договоренности, достигнутые между нынешним, подчеркиваю, руководством Украины и ЕС, можно будет через полтора-два года максимум сдавать в архив.

Значит, договориться о чем-то с ЕС Украина смогла, но вот выполнение этих договоренностей во многом зависит от России, которая никакого отношения к прошедшему в Брюсселе саммиту не имела и, соответственно, не обременена необходимостью выполнения каких-либо украино-европейских договоренностей, достигнутых без ее участия.

В этом плане выбор, который стоит перед Россией и Евразийским союзом после «успешного» для его участников саммита Украина-ЕС, чрезвычайно прост.

На мой взгляд, он состоит из двух пунктов :

1. Россия соглашается на уход Украины в Европу и готова финансировать этот процесс за счет низких цен на газ, разыгрывания спектакля по поводу взятия в аренду украинской ГТС и получения Украиной других бесплатных ништяков за счет России. Этот путь повлечет за собой соответствующий информационный фон в виде очередной оглушительной и окончательной победы Киева над «москалями».

2. Россия против. Соответственно, Киев и ЕС будут самостоятельно оплачивать дорогу Украины на Запад. Это, естественно, повлечет за собой другую информационную кампанию, но России к ней, в принципе, не привыкать, поэтому нестрашно — покричат и вынуждены будут платить неустойку.

А предварительно Киев должен будет отдать 7 млрд. долларов за непотребленный ранее газ, в соответствии с подписанным договором — то есть выполнять все подписанные с Россией договоренности до тех пор, пока они не перестанут действовать в юридическом плане или не трансформируются в новые договоры.

Каждый при своих интересах — о тактике и стратегии Евразийского союза

В данном контексте целью России и Евразийского союза должно быть только строгое соблюдение своих личных интересов и резкая реакция на поведение Украины.

Напомню, что такая стратегия Москвы и Казахстана принесла в свое время вполне конкретные успехи, когда в 2010 году белорусское руководство очень долго пыталось затормозить процесс создания Таможенного союза, который, в отличие от предыдущих договоренностей с Москвой, налагал уже вполне серьезные обязательства на официальный Минск.

И только после того, как было прямо сказано: в случае неподписания документа Россия закроет свою границу для белорусских товаров и введет европейские цены на нефть и газ — официальный Минск понял, что дергаться дальше не получится.

Установка Москвы на то, что каждый оплачивает дорогу в Европу самостоятельно, тогда сработала.

Шулерская игра Украины: свободного газа нет

На чем основывается, по сути, шулерская игра Украины и ЕС? На шантаже. Это классическая разводка доверчивого клиента: мы обо всем договорились, у нас уже все хорошо, ваше (России) дело оплатить этот банкет на двоих. Ни больше ни меньше.

Все эти разговоры о поставках газа из Европы яйца выеденного не стоят: газ серьезно не подешевеет, да и нет тех мощностей, которые бы могли обеспечить такой объем газа для Украины из Европы.

Вот мнение гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова: «Украине надо закупать газ в Восточной Европе. Однако там не у кого брать газ. Сейчас Украина может возить газ только из Западной Европы – в виде спотового газа или российского газа, поступающего по «Северному потоку». На спотовый рынок идет в основном сжиженный газ, а СПГ-терминалы есть только в Западной Европе: в Голландии, Бельгии, Франции и Испании. В Восточной Европе СПГ-терминалов нет, а в Польше пока только строится. Другой вариант – покупать российский газ, который по «Северному потоку» попадает в Германию и дальше по газопроводу ОПАЛ в Чехию».

Все это означает, что свободных 30 млрд кубометров газа на европейском рынке просто нет. Что и подтвердила сама Украина, которая за весь прошлый год купила в Европе не больше 1 млрд кубометров газа.

Юрий Баранчик

ИСТОЧНИК: odnako.org

Подпишитесь на Telegram-канал "Евразийская Молдова": самые свежие новости, аналитика, обзоры и комментарии о развитии Евразийского экономического союза. Подписаться >>>