Как Запад противостоит расширению влияния России в Центральной Азии /АНАЛИТИКА/

США в Центральной АзииСША, потерпев неудачу в Крыму и не сумев реализовать свои планы на Украине, пытаются удержать под своим контролем Центральную Азию. Регион, граничащий с неспокойным Афганистаном, может стать новой ареной противостояния США и России. В этом контексте особый интерес представляет состоявшийся в начале апреля визит в страны Центральной Азии помощника госсекретаря США по делам Южной и Центральной Азии Ниши Десаи Бисвал. Ее главной целью было «прощупывание» настроений в регионе и умозаключений лидеров ЦА «по следам» украинских событий, а также оценить их намерения в отношении продвижения процесса евразийской интеграции.

Пресс-служба Госдепа США сообщила, что целью визита помощника госсекретаря США по делам Южной и Центральной Азии Ниши Десаи Бисвал была необходимость продемонстрировать странам Центральной Азии «приверженность дальнейшему сотрудничеству и партнерству США со странами региона для обеспечения их стабильности и процветания». Эксперты считают, что американская администрация пытается прозондировать почву в центрально-азиатском регионе на предмет дальнейшей реализации своей внешнеполитической стратегии в постсоветских республиках. Тем более, что в Астане, Алма-Ате и в Бишкеке тема украинского кризиса звучала на всех встречах американского дипломата будь-то c властью, политиками, представителями НПО или бизнесменами. При этом Бисвал не забывала отметить, что Москва нарушила все международные нормы «аннексировав Крым» и «вмешалась во внутренние дела Украины». Она подчеркивала, что «Вашингтон твердо поддерживает территориальную целостность Украины и готов ввести против России более жесткие экономические санкции».

«Значительная часть политиков и экспертов США открыто критикуют администрацию Барака Обамы за то, что, занимаясь Киевом, она упустила ситуацию в Крыму. Россия обыграла США. В известной степени это так. Вполне возможно, что Вашингтон решил реабилитироваться на другом участке внешней политики», – сказал автору эксперт Российского института стратегических исследований Аждар Куртов. По его словам, идет нормальная дипломатическая работа по тем направлениям, которые считаются перспективными с точки зрения США.

Украинские события указали на два важнейших момента изменившей мирополитической реальности: первое – конфигурация сил на мировой арене претерпевает изменения; Россия заметно увеличила свой военный потенциал с 1990-х г.; второе – противостояние между странами, которое казалось бы сошло на нет после холодной войны, снова возвращается. Евразия в ближайшие годы станет основной ареной борьбы, где будут все отчетливей проявляться указанные тенденции.

По мнению киргизского политолога Марса Сариева «США и Европа, с геополитической точки зрения, не смогли реализовать свои планы по Украине. Стремясь взять реванш в битве с Россией, они обращают свои взгляды на Центральную Азию. Именно здесь они планируют создавать новые очаги напряженности, стимулировать оппозиционное движение, оказывать давление на власть, чтобы решить генеральную задачу в Центральной Азии – ликвидировать внешнеполитический крен Казахстана, Киргизии и Таджикистана в сторону Москвы».

Именно эти страны ориентированы на Россию и строят Евразийский союз. До конца мая с.г. президенты Владимир Путин, Нурсултан Назарбаев и Александр Лукашенко должны подписать Договор о создании Евразийского союза. Киргизия готовит «дорожную карту» для вступления в Таможенный союз, после чего может присоединиться к Евразийскому. Таджикистан – готовится.

США не ожидали, что Москве удастся собрать «под одной крышей» бывшие республики СССР. Американский дипломат, находясь в Алма-Ате, достаточно прямо заявила, что США не поддерживают «эксклюзивные объединения». По ее словам, мир движется к эпохе глобализации, где «все чаще страны выбирают политику и интересы многовекторности». Видимо, не случайно, в Алма-Ате после ее отъезда, состоялся Антиевразийский форум, в ходе которого, общественный деятель Казахстана Серикжан Мамбеталин заявил, что интеграция в рамках Таможенного и Евразийского союза предполагает конец многовекторной политики Астаны и геополитический сдвиг в сторону Москвы: «Мы не можем интегрироваться с Россией настолько, чтобы завтра не иметь возможности развивать самостоятельно, без оглядки на Россию, отношения и с Китаем, и с Евросоюзом, и с США, и с другими региональными державами».

В Киргизии Ниша Бисвал так же уделяла особое внимание событиям на Майдане (так называют площадь Независимости в центре Киева). Причем, как отмечают киргизские эксперты, американский дипломат едва ли не проводила прямые параллели Киргизии с Украиной, и обещала Бишкеку всяческую поддержку «по укреплению демократии». Примечательно, что после переговоров с лидером «Национального оппозиционного движения» Равшаном Джеенбековым, в Бишкеке состоялся оппозиционный митинг. Задержанные во время мероприятия митингующие давали показания о том, что за участие в митинге получили от оппозиционных политиков гонорары «на проезд, питание и проживание в Бишкеке». По слухам, оппозиция на проведение митинга затратила около 300 тысяч долларов. Кроме «поддержки демократии», Ниша Бисвал обозначила заинтересованность Вашингтона в сотрудничестве с Киргизией по созданию транспортного коридора, инфраструктура которого идет в обход России и энергетическому кольцу CASA-1000. А реализация энергетического проекта САSA-1000 ставит под сомнения целесообразность совместных российско-киргизских работ по строительству Нарынской ГЭС.

Отдельные обещания были даны правительствам центральноазиатских государств по части реализации «интересных» проектов. В частности, в Астане обсуждались вопросы вовлечение Казахстана в стабилизацию ситуации в Афганистане и проект транспортировки казахстанской нефти на юг, в Индию. Казахстан и без американской причастности немало делает в Афганистане, задачей же американской политики в настоящее время является активизация казахстанского бизнеса в Афганистане для максимальной переориентации товарных и финансовых потоков с севера (РФ) и востока (КНР) на юг. По мнению эксперта по Центральной Азии и Среднему Востоку Александра Князева, «налицо попытка под новыми лозунгами реанимировать старую и уже почти забытую концепцию «Большой Центральной Азии», только теперь она именуется «Новым Шелковым путем». США не оставляют попыток вырвать регион из орбиты евразийской интеграции, приверженность к которой казахстанского руководства даже на фоне украинских событий вызывает в Вашингтоне раздражение.

Что касается переориентации экспорта энергоносителей, то этот проект вписывается в более общие планы США по сокращению, а в идеале и прекращению этого экспорта в Китай. «Проект казахстанско-индийского экспорта нефти дополняет муссируемый в политических, экспертных и бизнес-кругах уже более двадцати лет проект Трансафганского газопровода – ТАПИ (Туркмения–Афганистан–Пакистан–Индия). По мнению Князева, все проекты транзита через Афганистан в обозримой перспективе несбыточны и относятся скорее к разряду мифологии – будь то транзит газа, нефти, электроэнергии или строительство железных дорог. Тем более ситуация в Афганистане после выборов президента, которые прошли 5 апреля, может еще обостриться. Выборы состоялись, а победитель гонки так и не объявлен. Лидерами президентской гонки пока признаны Абдулла Абдулла и Ашраф Гани Ахмадзай, за которых были отданы соответственно 44,4 и 33,2% голосов.

Аждар Куртов считает, что кто бы из кандидатов ни победил на выборах в Афганистане, ему придется решать те проблемы, которые традиционно несколько десятилетий стоят в повестке дня перед афганской властью. И часть этих проблем трудноразрешима с теми ресурсами, которыми обладает Афганистан. А ресурсы (подразумевается иностранная помощь) будут только сокращаться. Значит, недовольство населения может только расти. Это означает, что центральная власть в Афганистане любого толка не сможет полностью контролировать страну, стабилизировать ситуацию с учетом повстанческих отрядов, часть которых, исходя из своего национального состава, вполне может вынашивать некие планы в отношении Центральной Азии. Следовательно, дестабилизация региона вполне возможна, и наиболее уязвимым звеном в этом смысле является Киргизия.

Большинство экспертов считает, что Запад, который заинтересован в сокращении российского влияния в регионе, будет подталкивать оппозицию в Казахстане и Киргизии к активности. В Киргизии этот процесс уже заметен – НПО, живущие на западные гранты, ведут контрпропаганду идей пророссийских интеграционных объединений. В связи с событиями в Украине этот вектор будет только усиливаться Западом.

Виктория Панфилова, обозреватель «Независимой газеты», специально для Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»

ИСТОЧНИК:  journal-neo.org

Подпишитесь на Telegram-канал "Евразийская Молдова": самые свежие новости, аналитика, обзоры и комментарии о развитии Евразийского экономического союза. Подписаться >>>