Время России собирать еврокамни

майданЗавершившееся в Вильнюсе мероприятие в рамках программы по евроинтеграции «Восточное партнерство» вызвало глубокое разочарование у руководства ЕС и США. На Западе его дружно охарактеризовали провальным из-за решения Украины отложить подписание об ассоциации с Евросоюзом. Но ошибочно сводить все его результаты только к неуду в еэсовском дневнике. Саммит развеял многие мифы и ответил на важнейшие вопросы.

1. Каковы наиболее значимые итоги саммита в Вильнюсе?

Саммит парадоксов — так его можно охарактеризовать. И, пожалуй, главный из них: основным участником саммита стал… отсутствующий на нем Путин. Политологи, аналитики, главы и министры стран ЕС, еврокомиссары и журналисты-международники — все они наперебой оправдывали свой провал происками Кремля.

Но, если без словесной шелухи, многие в Брюсселе просто не желают признать очевидного. До сих пор была лишь одна возможность для интеграции на европейском пространстве, которая называлась ЕС. Теперь появилась реальная альтернатива для стран континента в виде Таможенного союза или Евразийского экономического пространства. Переориентация Армении — живейшее тому подтверждение. Что касается Грузии, Молдовы и Украины, то им еще предстоит сделать окончательный выбор. И многое тут будет зависеть от того, какое сотрудничество и с кем будет им сулить большие выгоды для собственного развития.

2. Что ждало Украину в случае подписания соглашения?

Требование Евросоюза открыть рынок для европейских товаров при отсутствии обратной открытости, пока украинские предприятия не перестроятся на европейские стандарты, привело бы к затовариванию на местных производствах. Повышение тарифов на газ, заморозка зарплат и пенсий — к обнищанию населения. Сокращение бюджетных расходов — к снижению боеспособности украинских вооруженных сил. А все вместе — к истощению суверенитета Украины и превращению ее в рынок сбыта залежалых товаров из Европы.

Риторика о свободе торговли и конкуренции? У Украины существует зона свободной торговли с Россией, но соглашение с ЕС обязывало Киев отказаться от нее. Статья 39 соглашения разрешала Киеву участвовать в других интеграционных союзах, но лишь тех, что не противоречили Евросоюзу. А в Брюсселе, кстати, сразу объявили Киеву ультиматум: или с Европой, или с Москвой.

Фактически ЕС потребовал от Украины ликвидировать зону свободной торговли с Россией. Причем перевел дискуссию из экономической плоскости в политическую: не развивая сотрудничества, а нагнетая противостояние страшилками об «имперских замашках». Если это не шантаж, то что?

3. Москва и впрямь «спать не могла», пока не «расстроила» союз Украины и ЕС?

Чтобы ответить, достаточно сравнить маршруты и активность еврокомиссаров, дневавших и ночевавших в Киеве, и рабочие графики Президента России. Путин занимался высокотехнологичными отраслями экономики (исторически связанными в том числе и с украинскими предприятиями), инспектировал олимпийские объекты в Сочи, занимался вопросами укрепления армии. Тема Украины прозвучала от Владимира Путина всего один раз — когда он объяснил, что решение в этом вопросе только и исключительно за Киевом. И рассмотрел ситуацию с позиций не России, а самой Украины, проанализировав, что выгоднее и почему.

4. Чем руководствовался Янукович, принимая «антиеэсовское» решение?

Это, наверное, самый сложный вопрос. Можно предположить, что Виктор Янукович наконец начал выполнять предвыборные обещания своему электорату о сближении с Россией. Или что он разочарован безответностью со стороны Европы, после того как Украина сделала ряд шагов навстречу. Например, ввела безвизовый режим для Евросоюза, а в ответ не получила даже адекватных обещаний. Может ли не возмутить отношение к твоей стране, как к государству третьего мира?

В любом случае решение Януковича нужно расценивать как принципиальное и независимое. Его трудно объяснить мотивами сугубой конъюнктуры или личной выгоды. Да, они, скорее всего, присутствуют как тактические соображения.  Но главное все-таки в том, что политические интересы президента Украины совпали с социальными интересами  подавляющего большинства работающего украинского населения. Которое понимает: идти в нынешних условиях в кабалу к Евросоюзу —  то же самое, что шагнуть в бездну.

Вряд ли это нужно Виктору Януковичу под занавес своего президентского срока.

Андрей Березовиков

ИСТОЧНИК:  kp.ru

Подпишитесь на Telegram-канал "Евразийская Молдова": самые свежие новости, аналитика, обзоры и комментарии о развитии Евразийского экономического союза. Подписаться >>>