Философ Чеслав Кирвель: «Не будет союза – не будет развития»
Чеслав Кирвель – доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии Гродненского университета им. Янки Купалы. Учёный исследует цивилизационную динамику в современном мире, прежде всего – в восточнославянских странах. Статьи Чеслава Кирвеля, его книги, выступления, помогают делать выводы о будущем нашей цивилизации.
– Чеслав Станиславович, что наиболее важно в геостратегическом плане для восточнославянских народов в данный исторический момент?
– Ответ один: формирование восточнославянского цивилизационного центра развития и силы на собственной культурно-цивилизационной основе.
Объединяющаяся и объединённая Европа однозначно не считает православные восточнославянские народы своими и, похоже, что и в обозримом будущем считать не будет. Мы для неё вечно чужие. Для «тигров» Азии (прежде всего юго-восточной Азии) и народов исламского мира мы тоже далеко не свои. В этой ситуации восточнославянским народам остаётся два пути: или они консолидируются, объединяются и создают свой собственный центр развития и силы, или они превращаются в «этнографический материал» для развития других цивилизационных центров развития.
Вот и получается, что только в союзе друг с другом и некоторыми другими странами Евразии восточнославянские народы могут сохранить себя, найти свою нишу и место в мире. Далее, говоря об историческом самоопределении восточнославянских (как, впрочем, и всех других) народов, надо иметь в виду одно чрезвычайно важное обстоятельство: в наше время более-менее надёжную историческую перспективу для своего выживания и дальнейшего устойчивого развития имеют только те страны, территории которых богаты минеральными и энергетическими ресурсами, или те, которые овладели или смогут овладеть высокими технологиями. Вообще-то факторов, определяющих историческую судьбу народов, множество, но сегодня на первый план выдвинулись именно энергетически-сырьевой и технологический факторы.
Чтобы более ясно в этом плане представить себе ситуацию, возьмём в качестве примера Соединённые Штаты Америки. Их население составляет более 4 % населения всего мира. И эти 4% потребляют около 40% мировых энергетических и сырьевых ресурсов.
А вот другая статистика: в России население от мирового составляет около 3 %, а на её территории сосредоточена 1/3 мировых энергетических и сырьевых ресурсов. На сегодняшний день это обстоятельство стало важным в выборе ориентаций и принимаемых решений в мировой политике. Здесь сконцентрированы её основные пружины и хранятся её ключи.
Вообще мировая цивилизация становится сегодня похожей на печально известный «Титаник», получивший пробоину в корпусе в результате столкновения с айсбергом.
Получилось так, что на нашем «обшаренном шарике», где всё обсчитано, всё измерено и всего оказалось недостаточно, именно Россия стала обладательницей наибольшего количества существующих в мире «спасательных шлюпок». А столькими природными богатствами Россия обладает благодаря русскому семижильному мужику, который шёл, шёл, дошёл до Берингова пролива, открыл Русскую Америку! А шёл он в силу того, что был чрезвычайно свободолюбивым человеком. Когда усиливалась центральная власть, люди искали свободу на Дону, в Сибири, заселяя всё новые и новые территории.
– Как по Вашему предположению дальше будут развиваться восточнославянские народы?
– Сценарий первый. Предположим, Украина и Беларусь полностью отрываются от России, разрывают с нею все исторические, экономические, научно-технологические, военные, да и просто человеческие связи и отношения, отгораживаются. Поставим вопрос: нужны ли сегодняшнему Западу Украина и Беларусь? Нужны. Но только в двух отношениях.
Во-первых, для того, чтобы ослабить Россию, набросить на неё петлю, не дать ей возможности создать свой самостоятельный центр развития и силы, и тем самым получить беспрепятственный доступ к её ресурсам, стать хозяином и распорядителем этих ресурсов.
Во-вторых, они нужны ему для генно-биологической подпитки состарившихся западно-европейских этносов, т.е. для приостановки быстро нарастающих процессов депопуляции в западном мире и для пополнения белым биологически и социально активным населением из Беларуси и Украины своей рабочей силы. Причём, по замыслу западноевропейских политтехнологов и государственных деятелей, привлечение рабочей силы из восточнославянских стран, призвано существенно уменьшить поток эмигрантов с бедного Юга – Африки, Азии и Латинской Америки. В других отношениях Беларусь и Украина Западу не нужны. Как конкуренты в получении ресурсов из третьих стран. Как конкуренты и в области промышленного производства, особенно высокотехнологичного. Напротив, Западу необходимо любой ценой сохранить монополию на высокотехнологичное производство. Ибо это является важнейшим условием его доминирования в мире. Но главное – Западной Европе не нужны Беларусь и Украина как чуждые духовно-ментальные и культурно-цивилизационные образования.
Чем такого рода процесс перекачки рабочей силы в западные страны может обернуться для восточнославянских народов? На деле этот процесс будет означать не что иное, как ускорение и углубление деславянизации мира. Что может в действительности случиться со странами, которые покинули самые образованные, квалифицированные и экономически активные граждане? Скорее всего – превращение в государства-паразиты, неспособные к самостоятельному существованию, а поэтому нуждающиеся во внешнем управлении. Став составной частью балто-черноморского санитарного коридора, отделяющего Россию от Западной Европы, Беларусь и Украина могут превратиться и в глухую окраину Европы, и в изгоев Евразии.
Об отделении Украины от России наши геополитические конкуренты мечтали давно. Наиболее чётко это выразил Бисмарк. Я считаю его первым идеологом информационных войн. Он говорил, что могущество России можно подорвать, только оторвав от неё Украину. Для этого нужно подкупить, запрограммировать поведение её элит. И тогда мы будем наблюдать, как русские будут друг друга ненавидеть, как брат брата режет.
– Каков второй сценарий?
– Россия, Беларусь, Украина создают свой самодостаточный региональный центр развития и силы. В орбиту их влияния, не исключено, будут вовлечены ещё какие-то страны и народы. В этом случае Россия сможет сохранить территориальную целостность, а соответственно и богатства своих недр.
Смею высказать тезис: если Россия, Беларусь и Украина не смогут достичь тесного экономического, политического и военного союза, то есть стать самодостаточным центром развития и силы, то их ждет деградация и угасание.
Их попросту, каждую по отдельности, раздавит или «каток» глобализации, или уже сформировавшиеся другие центры развития и силы. При подобном ходе событий, акцентируем внимание, наши дети и внуки, многие из которых уже успели стать «инвалидами» информационной войны, ведущейся против восточнославянских и целого ряда других народов, и в сознание которых интенсивно внедряется потребительская идеология и психология гедонизма, но ни в коей мере не прививается культура труда и трудовая аскеза, могут оказаться рабами ХХІ века, мелкой разменной монетой на мировом рынке труда.
Правда, рабство ХХІ века кандалов и цепей не потребует. Оно будет выступать в других, более завуалированных формах. Рабство ХХІ века – это рынок дешёвой рабочей силы, это территория для размещения вредных производств и вредных отходов, это место для сброса некачественных товаров, это «сырьевые придатки» для других стран… Но такого поворота событий восточнославянские народы не должны допустить ни при каких обстоятельствах.
– Есть ли у нас основания для надежды, что такого поворота событий не произойдёт?
– Есть. Дело в том, что русский мир обладает склонностью не только к выдвижению новых мессианских идей, но и обладает способностью к колоссальным выбросам энергии, способностью в критические моменты истории к максимальной мобилизации всех своих материальных и духовных ресурсов во имя достижения общенациональных целей. Наверное, не случайно мировая история постоянно отрабатывает свои загадочные маршруты на «теле и плоти» России, время от времени превращая её в гигантскую экспериментальную лабораторию человечества.
Поэтому не исключено, что скоро Россия вновь сможет осуществить свой очередной выброс энергии и продемонстрировать миру беспрецедентный эксперимент: прорыв, например, к духовно-экологической цивилизации. Россия, даже будучи униженной, остаётся могучей, будучи разграбленной, остаётся богатой. При этом глубинные нравственные устои и архетипы народного сознания сохраняют в России свою силу…
Ирина Ушакова
ИСТОЧНИК: file-rf.ru